КГК проверил организацию питания в школах

Некачественная и просроченная еда, завышенные цены, наличные мимо касс
Комитет государственного контроля проверил организацию питания в школах, выявив серьезные нарушения и недоработки. SB.BY разобрался с результатами инспекции.

образование-школа-столовая14-130516 (Copy).jpg

Некачественная еда


В ходе проверок госинспекторы выявили факты, что еда для школьников не соответствовала технологической документации. На приготовлении банально экономились продукты, а доброкачественные продукты порой припрятывались. Например, в столовой одной из минских школ в моечном помещении обнаружили 2,5 кг свиной лопаточной части и 3 кг свиного фарша. И такие случаи, констатируют в Комитете госконтроля, не единичны.

Просроченные продукты

Инспекторы также установили факты использования просроченных продуктов при организации питания для школьников. Так, в буфете минской школы в реализации находилось 11 наименований кулинарной продукции (салаты, бутерброды, желе) с истекшим сроком годности, в столичной гимназии обнаружили 27 порций замороженной рисовой каши с истекшим сроком годности. На пищеблоке средней школы в Борисове проверяющие обнаружили продукты (мясо, птица, дрожжи) с истекшими сроками годности от 8 дней до 3 месяцев.

Прием наличных денег


Еще одна выявленная проблема — прием наличных денег за питание. Чаще всего школьники сдавали деньги учителям, те передавали их работникам столовых без получения чека. При этом в большинстве школьных столовых и буфетов деньги за питание шли мимо кассы.

Так, в столовой минской гимназии выручка в день проверки составила 2439 рублей, что на 71% больше, чем днем ранее, когда инспекция не проводилась.

Вопросы к закупкам


Белорусское законодательство предполагает, что государственные или с долей государства юрлица, обеспечивающие питание школьников, не проводят процедуру закупок сырья при их осуществлении за собственные средства. При этом питание на 40-50% оплачивается за счет бюджета, средства перечисляются управлениями и отделами образования, спорта и туризма, для которых процедуры госзакупок обязательны.

Как результат, грубейшие нарушения при осуществлении госзакупок. Сырье у посредников приобреталось по завышенным ценам или без проведения процедур закупок. Например, отдел образования Могилевского райисполкома купил у местного райпо овощи, цены на которые были до двух раз выше, чем у производителей.

Необоснованный перерасход бюджетных средств


В 2016 году ООО «Белвнешрыбторг» выиграл аукцион на поставку пшеничной муки отделу образования Могилевского райисполкома. Предприятие должно было поставлять муку по цене 0,61 рубля за 1 кг, однако на практике выходило в два раза дороже. Кроме того, этот же отдел образования закупил у Могилевского райпо сыры, которые были дороже до 53%, чем сыры, поставляемые «Бабушкиной крынкой».

Чрезмерные надбавки и наценки


Госконтролеры в ходе проверок пришли к выводу, что в итоговую стоимость питания закладываются наценки и надбавки как организаций, осуществляющих питание учащихся, так и многочисленных посредников, у которых закупаются продукты питания. В результате цена готовых блюд формируется не от стоимости производителей продуктов питания, а от цены поставщиков. Любопытно, что при всем этом организации, которые кормят школьников, освобождены от платы за коммуналку, за аренду помещений и т.д. В результате сотрудники данных организаций получают необоснованно завышенную зарплату, а школьники — дорогую еду.

Одна из основных причин сложившейся ситуаций — отсутствие в системе образования единого подхода к организации питания. Так, в 60% учреждений школьников кормили отделы образования, в 25% — комбинаты школьного питания, в 15% — организации потребкооперации и иные юрлица.

Так, в Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской областях уровень торговых надбавок на сырье не был ограничен, из-за чего организаторы питания применяли на продукцию свободное ценообразование. Только в ходе проверки на местах были приняты специальные решения, ограничивающие торговые надбавки.

Любопытно, что в Минске, где торговые надбавки и наценки ограничивались, цены на готовые изделия все равно завышались. Торговая надбавка комбинатами школьного питания применялась не к отпускной цене организации-производителя или импортера, а к цене посредника. На выходе надбавки на сырье превышали максимально допустимый уровень (15%), а в отдельных случаях доходили почти до 200%.

По результатам проверки КГК более 160 должностных лиц привлечены к административной ответственности, к юрлицам применены административные штрафы, деньги, использованные не по целевому назначению, взысканы в бюджет.


СПРАВКА

В настоящее время в учреждениях среднего образования питаются почти 1 миллион детей. Порядка 500 тысяч школьников (ученики I-IV классов, учащиеся сельских школ, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети-инвалиды и другие) питаются за счет бюджетных средств, остальные — за счет родительской платы.   
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter