Неизвестный известный

Почему великого изобретателя Рудольфа Дизеля принимали с почестями в разных странах, но только не на родине?

Почему великого изобретателя Рудольфа Дизеля принимали с почестями в разных странах, но только не на родине?

Кто из нас не пользовался дизель-поездами!.. Но далеко не каждый знает, откуда же произошло название дизель. Рудольф Дизель — человек, создавший двигатель внутреннего сгорания, завоевавший мир, двигатель, который сегодня знают все: железнодорожники, шоферы, моряки. И когда говорят «дизель», уже никто не воспринимает это как фамилию немецкого изобретателя — только как машину.

Рудольф родился в Париже в 1858 году в семье переплетчика книг. Родители по национальности немцы. Семья жила в бедности. Как тысячи других парижан, для которых сегодняшний труд — это завтрашний хлеб. Выходные дни проводили так же, как и все, в Венсенском лесу и, как все, катались на лодках и завтракали на лоне природы.

Отец, мечтавший дать сыну образование, не имел для этого средств, поэтому он уговаривает сына ехать к дяде в Германию, в Аугсбург, учиться. И Рудольф едет. Мальчугану было всего лишь 13 лет. Самостоятельность дисциплинирует его. Он щепетилен, скромен и упрям. В нем вызревает хорошее немецкое усердие. Рудольф Дизель был первым учеником реального училища и политехнической школы, обратив в годы учебы на себя внимание огромной любознательностью и целеустремленностью. После выпускных экзаменов Дизеля приглашают в Мюнхен, в Высшую политехническую школу.

Поворотным пунктом в жизни Дизеля стала всемирная  выставка  в Париже в1889 году. Внимание изобретателя целиком приковано к моторам, выставленным в павильоне машиностроения. Им овладевает идея создания теплового двигателя нового типа. Существующие двигатели из-за низкого коэффициента полезного действия уже не удовлетворяли требованиям развивающейся техники. Необходим был новый, более мощный и экономичный, надежный в эксплуатации двигатель.

По возвращении в Германию Рудольф Дизель приступает к работе. Он поглощен делом. Встает рано, спит мало.

Работа Дизеля «Теория и конструкция рационального теплового двигателя» с изложением его идей вызвала немало критических замечаний. Но главные отзывы специалистов были положительными. Это привлекло внимание крупных фирм. Первые опытные испытания модели нового двигателя оказались неудачными. Но это не останавливает изобретателя. Через месяц — еще одно испытание. Дизель перебирает своими руками каждую деталь. Через два года двигатель не просто работает, а работает с нагрузкой. К концу 1896 года испытания были завершены. Слух о принципиально новом двигателе, имеющем коэффициент полезного действия намного выше прежнего, вызвал невиданный ажиотаж среди машиностроительных фирм, которые стремились обогнать конкурентов и приобрести концессии на его производство как можно раньше.

Первые пять двигателей в 1889 году были представлены на Мюнхенской выставке, а 1900 год принес им всеобщее признание. Всемирная выставка в Париже и доклад Дизеля на Парижском конгрессе по прикладной механике делают их мировой сенсацией. Дизельные моторы начали свое триумфальное шествие по миру.

Его двигатель опережает время, порождает мечты и интересные замыслы. Дизели быстро стали судовыми двигателями, началось конструирование самолетов, автомобилей, подводных лодок. Граф Цеппелин желает установить его на своих дирижаблях. Газеты всего мира обошло заявление Руаля Амундсена, что с новым двигателем он покорит полярные льды. И он доказал это на деле: заменив на своем корабле паровую машину на дизель, он совершил блистательный поход к Южному полюсу.

Однако Дизель, чье открытие высоко оценивалось во всем мире, подвергался у себя на родине, в Германии, нападкам. Оказалось, что его умная машина, сделавшая переворот в технике, должна в качестве горючего использовать самое дешевое топливо — нефть. То, что было благом для всего мира, обернулось трагедией для Германии, т.к. в этой стране не было собственной нефти.

Уничтожить изобретение уже было нельзя, оставалось только скомпрометировать его творца, тем самым бросить тень на его детище. Вокруг Рудольфа Дизеля постоянно создавалась невыносимая обстановка. Его понимают везде, кроме родины.

Дизель, по своей натуре добрый и мягкий человек, оказавшись затертым в конкурентной борьбе, какой еще не знала история, тяжело заболевает. Лечение на самых известных курортах ему не помогает. Вместе с приступами сердечной недостаточности появляется состояние тяжелой депрессии.

Но вот он с группой инженеров на борту «Дрездена». Они плывут в Лондон. Дизель измучен, издерган, затравлен, но в то же время на вид спокоен. Отличный ужин, отличная сигара. Спутники проводили Дизеля до его каюты. Он пожал им руки, пожелав спокойной ночи. А утром в его каюте обнаружили нетронутую постель, а в дорожной сумке — золотые часы, с которыми он никогда не расставался.

Спустя два дня в устье Шельды рыбаки нашли труп человека. Они подняли его и поплыли домой. Но в это время море словно озверело. Рыбаки, будучи темными, неграмотными людьми, подумали, что Шельда не хочет отдавать им своей жертвы. И они бросили труп в волны.

Пассажир, внесенный в списки под именем доктора Дизеля, навсегда исчез. Исчез Рудольф Дизель, а дизели — остались. До сих пор ученым неизвестно, было ли это убийство, самоубийство или несчастный случай.

Спустя год, когда Дизеля уже не было в живых, Общество германских инженеров было вынуждено признать, что деятельность Дизеля положила начало новому периоду развития современного моторостроения. Но написано это было уже в некрологе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter