Неизвестный известный солдат

В лесной, удаленной от городского шума деревеньке Чашникского района сегодня осталось всего шесть домов, но в каждом из них живет память о минувшей войне.
Отыскать эту старую солдатскую могилу на небольшом кладбище мне помогла жительница деревни Калтки Новозарянского сельсовета Валентина Желткевич. В лесной, удаленной от городского шума деревеньке Чашникского района сегодня осталось всего шесть домов, но в каждом из них живет память о минувшей войне.

Валентина ЖЕЛТКЕВИЧ у могилы Николая-москвича.
Валентина ЖЕЛТКЕВИЧ у могилы Николая-москвича.

Муж Валентины Степановны, Михаил Михайлович, инвалид детства. Совсем мальчишкой, когда немцы бомбили партизанские окопы, получил серьезное осколочное ранение. Но всю жизнь трудился, на судьбу не жаловался, да и кому? Ведь беда в ту суровую пору редкую хату обошла. Правда, люди добрее были, старались помочь друг другу, поддержать, иногда рискуя собственной жизнью… 

В самом начале войны, вспоминает Валентина Желткевич, одна из сельчанок, Федора Гуц, пошла в лес. В зарослях наткнулась на раненого солдата. Быстро вернулась в деревню за своей золовкой Ольгой. Вместе женщины перенесли парня в дом. Около двух месяцев сельчанки ухаживали за раненым, как умели, боролись за его жизнь. Но спасти солдата не смогли. Когда он умер, решили похоронить на сельском кладбище. При красноармейце были документы, которые после войны передали в сельсовет. Но они там, вероятно, затерялись. Единственное, что знают сегодня те, кто ухаживает за могилой: красноармейца звали Николаем, а родом он был из Москвы.

— Могилу солдата у нас все хорошо знают, — замечает Валентина Степановна. — Раньше недалеко стояла деревня Малиновка. Там супруги Гуцы жили, которые поначалу ухаживали за могилкой, но и их уже не стало. Последнее время ее убирали их дочери — Зинаида и Мария, приезжавшие из Минска. 

Сегодня местная власть, школьники и краеведы озабочены тем, чтобы найти утерянные сведения и придать захоронению должный статус. На могилке солдата — только скромный деревянный обелиск, правда, без таблички. Да и что на ней можно указать? Но даже спустя семь десятилетий дети и внуки местных жителей знают: здесь покоится Коля-москвич. 

Ирина ТОРБИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter