В литературном музее Янки Купалы открылась выставка к 90-летию художника Бориса Аракчеева

Неизвестный Аракчеев

Его работы не рождались в творческих муках: все зарисовки Борис Аракчеев делал за считанные секунды, почти не отрывая карандаш от бумаги. Рисовал стремительно и быстро — словно боялся забыть, упустить, не успеть. Дочь художника, продолжательница династии и известный книжный иллюстратор Оксана Аракчеева, вспоминает: для работы отец использовал практически все, что попадалось ему под руку. Бумагу, картон, холст и даже... дверцу от шкафчика. Рисовал в том числе с обратной стороны этюдов, написанных на картоне, — одну из таких работ на днях специально выставили в центре (не повесили на стену!) просторного зала литературного музея Янки Купалы. Здесь, в уютных стенах купаловского дома, в окружении почитателей творчества Бориса Владимировича открылась выставка к его юбилею — во вторник, 19 апреля, мастеру исполнилось бы 90 лет.

Младшая дочь художника, известный иллюстратор Оксана Аракчеева,
продолжила творческую династию. На фото — одна из ее последних работ.

С музеем классика семью Аракчеевых связала даже не дружба — сама судьба. В 2013 году художник задумал сделать здесь очередную выставку. Специально к открытию вернисажа готовил новинку — нарядный портрет Янки Купалы. Через час после того, как последний мазок был нанесен, а подпись поставлена, Бориса Владимировича не стало. Но выставка все же состоялась — правда, теперь уже памяти великого художника. Его последнюю работу «Янка Купала. Вялiкая Айчынная» показали зрителям через 12 дней после смерти мастера. Она и сегодня находится в музейных фондах.

На нынешней выставке, впрочем, ее решили не экспонировать — картина и так известна всем поклонникам творчества живописца. А вот ученические этюды, рисунки и даже учебные задания по черчению студента Аракчеева мало кто видел. Все эти годы они бережно хранились в мастерской мастера — из ящиков и комодов их достали впервые. Специально для юбилейной выставки.

— Экспозиция разделена на несколько блоков, — рассказывает старший научный сотрудник отдела научно–экспозиционной и выставочной работы Элина Свиридович. — Здесь не только живописные работы, но и эскизные альбомы, неизвестные фотографии, документы. Все исключительно из семейного архива.

Среди экспонатов — четыре автопортрета разных лет.

Так много Аракчеева, разных периодов и разных направлений, удалось выставить благодаря младшей дочери художника Оксане. Сегодня она не только хранительница мастерской и отцовского художественного наследия, но и соорганизатор его выставок. Среди множества полотен с изображением спокойного белорусского пейзажа выделяются 12 небольших работ так называемого кавказского цикла — им на вернисаже отданы сразу две витрины. Элина Свиридович улыбается:

— В начале 70–х художник отдыхал в Хосте. После двух поездок он привез оттуда огромное количество этюдов. Яркие и сочные по цвету, они сильно отличались от его белорусских пейзажей. Горы и море, кипарисы и магнолии. Все это было необычно для глаз Аракчеева.

Он был плодовит необычайно. Сколько работ написано Борисом Владимировичем, — точную цифру не назовут даже его родные. Десятки портретов, пейзажей, натюрмортов — талант практически не знал границ. В витринах — десятки ранних эскизов и исписанных карандашными зарисовками блокнотов и тетрадей. А еще листы с акварельными набросками — рисовал художник всегда и везде:

— Есть работы 1950 — 60–х, которые никогда раньше не показывались. На них очень хорошо видны творческие поиски, он пробует себя в разных техниках. Но при этом в каждом рисунке сохраняется характерная черта аракчеевской кисти — объемный мазок, фактурная живопись. Вот, например, его картина «Лесная застава»: чем дольше на нее смотришь, тем больше удивляешься манере письма.

Элина Свиридович.

Но не только природа становилась главным героем его картин. Художник много и часто писал друзей, родных, себя. Четыре автопортрета разных лет: 60–х, 70–х, 80–х и 2002 года — можно проследить, как с возрастом менялся сам мастер и его художественный стиль. Каждая линия, мазок или пятно — все на своем месте. Бориса Аракчеева всегда занимала лишь работа, материал, он никогда не гнался за известностью, вспоминает художник, заслуженный деятель искусств Валерий Шкарубо:

— Он говорил только об искусстве. Никакие другие темы больше не поднимал. Даже на улице, накоротке, когда встречались буквально на пять минут. Аракчеев создал свой собственный мир в искусстве.

Членский билет союза художников, аттестат доцента, трудовая книжка, диплом с отличием знаменитой «Глебовки» и диплом об окончании театрально–художественного института... Семья Бориса Владимировича бережно сохранила каждый документ. В это трудно поверить, но профессионально писать Аракчеев начал только в 24 года. Каких трудов ему стоило поступить в Минское художественное училище, знал, пожалуй, только он сам. Сестре художника удалось сберечь его ученический конспект по истории искусств — он расположился в одной из витрин по соседству с ранними набросками студента. На каждой странице тетради — карандашные зарисовки. Записи, впрочем, тоже присутствуют — юноша учился настолько старательно, что окончил училище досрочно, за хорошую успеваемость. Затем была учеба в только что открывшемся в Минске театрально–художественном институте. Тот выпуск до сих пор считается самым сильным в истории белорусской живописи. Борис Аракчеев, Анатолий Аникейчик, Виктор Громыко, Арлен Кашкуревич, Леонид Щемелев — имена, уже сейчас ставшие классикой нового национального искусства.

Сейчас дело Аракчеева продолжают три его дочери, все они связали свою жизнь с изобразительным искусством. Младшая, Оксана, представила свои последние работы вместе с отцовскими — так выставка стала не только юбилейной, но и семейной.

Кстати

Весной 2015 года художественной галерее города Крупки было присвоено имя заслуженного деятеля искусств Бориса Аракчеева.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 70 (24952). Пятница, 15 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter