Четвертый форт Гродненской крепости – единственный из тринадцати, который не успела взорвать русская армия при отступлении в Первую мировую

Неизвестная крепость империи

Четвертый форт Гродненской крепости – единственный из тринадцати, который не успела взорвать русская армия при отступлении в Первую мировую.



И через сто лет можно рассмотреть в первозданном виде замысел фортификационных сооружений того времени. Даже дилетант оценит мощь фортовых стен, а из военных рапортов доподлинно известно, что немецкие снаряды  не могли нанести им серьезный урон. Память же у этих мест особенная – здесь гибли люди…

Попасть на форт «дикарем» не просто: от современной деревни Стрельчики, вблизи которой он находится, до границы с Польшей около трех километров, поэтому требуется пропуск в погранзону. Прикоснувшись к уцелевшему артефакту, люди обычно хотят побывать и на других двенадцати фортовых группах, расположенных по периметру в 10–15 километрах друг от друга. Только недавно, век спустя после начала войны, появились специальные туристические маршруты в неизвестную крепость. Однако это лишь начало возвращения ее из небытия.

…Если перенестись на век назад в гущу исторических событий, становится понятно, почему Российская империя сосредоточила на строительстве укреппозиций под Гродно лучшие инженерные умы и не скупилась на средства. По указу императора Николая II в 1912 году началось возведение крепости, которой историей было предопределено стать последней в Российской империи. По стратегическому замыслу она являлась одним из ключевых элементов обороны западных границ государства вместе с крепостями Ковно и Брест-Литовск и должна была  прикрыть важный короткий путь с Восточной Пруссии на Москву и Санкт-Петербург. А с учетом наличия у противника дальнобойной артиллерии, перед русскими военными стала задача не дать врагу обстрелять мосты, железнодорожную станцию, другие стратегически важные объекты Гродно, отодвинуть вражеские силы  как можно  дальше от города. Поэтому для строительства крепости разрабатывались абсолютно новые проекты, применялись передовые технологии и самые современные материалы. До начала войны масштабную стройку завершить, увы, не успели, но даже многое из того, что возвели, является уникальным.


1915 год. Четвертый форт, захваченный немцами.

Третий форт после боев в августе 1915 года.

В 1915 году, когда русская армия отступала, был дан приказ крепость взорвать, чтобы она не досталась врагу. Но некоторым объектам удалось уцелеть. К слову, с течением времени о них «позаботилась» природа. На фортах сегодня мирную картину добавляют  растения, которых больше нигде в Беларуси нет, их семена попали вместе  со стройматериалами сто лет назад с далекого Урала.

Музей под открытым небом


Уже долгое время над остатками последней крепости Российской империи витает вопрос: стать ли ей полноценным музеем под открытым небом? А в этом году заинтересованные гродненские ученые смогли обсудить актуальную тему со Спикером  Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергеем Нарышкиным, который побывал в Гродно в рамках очередной сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

В их числе был и заведующий кафедрой  истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГу имени Янки Купалы, доктор исторических наук, доцент Сергей Пивоварчик. Он  целенаправленно занимается темой  фортификации Гродно и является одним из соавторов научно-популярной монографии «Неизвестная крепость Российской империи».

– Сергей Аркадьевич, что же  удалось сделать для сохранения Гродненской крепости и что еще предстоит?

– Важно, что она уже под охраной государства, в 2008 году была включена в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. По сути, это комплексный исторический памятник, в который входит более 200 различных объектов. К слову, мы и сегодня находим новые, еще не изученные. Уже сложилась стабильная группа ученых по исследованию Гродненской крепости, мы сотрудничаем с туристическими организациями и всеми заинтересованными в этой теме людьми. Важно, что удалось издать путеводитель по крепости, разработать туристические маршруты, а в прошлом году вышла в свет в Литве и в Беларуси научно-популярная монография по ее истории.

– К какому мнению пришли, общаясь с российскими коллегами по поводу дальнейшей судьбы этого уникального памятника?

– Тема сохранения крепости обсуждалась во время круглого стола в ГрГУ имени Янки Купалы вместе со  Спикером Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергеем Нарышкиным. Тогда мы вместе задались вопросом: что делать дальше? Сошлись во мнении, что меры по изучению и сохранению крепости уже предприняты и сейчас  стоит задача ее музеефикации. Безусловно, для такой цели потребуются средства. Полагаю, что этот вопрос еще будет совместно обсуждаться в рамках Союзного государства.

– Каким же видится  музей?

– Мнения на этот счет разные. Есть предложения создать музейную экспозицию на базе уцелевшего форта № 4. Я сторонник того, чтобы она была все-таки открыта непосредственно в городе, в музее легендарного Дмитрия Карбышева , который в свое время создали энтузиасты при СШ № 15. Как известно, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск  Дмитрий Карбышев инспектировал ход строительства фортификационных сооружений 68‑го Гродненского укрепленного района и в этом городе встретил Великую Отечественную. Богатую экспозицию музея, посвященную его жизни и подвигу, логично  дополнили бы артефакты Гродненской крепости, которых мы собрали уже немало. К тому же музей располагает достаточными площадями и требует более пристального внимания. 

А побывав здесь, заинтересовавшись историческими фактами, турист мог бы отправиться дальше непосредственно по маршруту Гродненской крепости.

– Почему вы называете в научной монографии Гродненскую крепость неизвестной?

– Потому что  широкому кругу общественности ее еще предстоит открыть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter