«Негры», попсовики и «классики»

Вика–75 процентов
На днях мои глаза округлились, когда молодой композитор Макс Олейников озвучил свои авторские доходы. Оказывается, сочинитель хитов группы «Топлесс» в БАО (Белорусском авторском обществе) ежемесячно получает солидные деньги за то, что его песни регулярно звучат в FM–эфире, на телевидении и в ресторанах. Нет, я помню, конечно, в прошлые времена одна только «Малиновка» кормила Эдуарда Ханка досыта долгие годы. А Юрия Антонова и вовсе можно было приравнивать к олигархам. Но, говорили, система та рухнула, и БАО (ранее РУПИС) очень долго не мог сориентироваться в новых рыночных условиях: композиторы и поэты–песенники неустанно твердили, что институт их авторских прав не защищен абсолютно. Главным образом, их нещадно обворовывали «пираты» с молчаливой неразберихи в кулуарах БАО. Словом, денег не было.

А вот последние два месяца молодые композиторы не нарадуются, говорят, приятно стало в БАО заходить: механизм по защите авторских прав начал работать, сейчас любое кафе вынуждено отчислять композиторам авторские.

А еще я была свидетельницей занятного диалога. Один успешный нынче аранжировщик в компании юных и хищных прелестниц нескромно бахвалился: мол, сейчас меньше чем за 4 тысячи долларов уже и не продаю песни. «Что поделаешь, — говорит, — стал жутко популярен...» Одна девушка лет 17 тут же сориентировалась: «А давай я буду писать песни такие ж, как твои, а может, и лучше. Ты их будешь продавать за четыре тысячи, но из этих денег одна тысяча — моя. Согласен?..» Какая хорошая девушка, я вообще обожаю это молодое циничное поколение: ушами они не хлопают и ориентируются на местности мгновенно. А что? В литературе «негры» есть, значит, и в популярной музыке отчего бы им не быть? Композитор, кстати, ответил той девушке: «Согласен!», и они обменялись телефонами. Горячо в нашем шоу–бизнесе куется железо!

В этой системе, как мне удалось выяснить, все хорошо, кроме одного. Без хлеба остались сочинители... Музыки. Той музыки, которая Искусство и к рассуждениям высоким располагает. Песня Алексея Хлестова, понятное дело, прозвучит на радио несравнимо чаще, чем опера композитора Сергея Кузнецова в театре. Получается, и автор песни Хлестова Виталик Пензин заработает несравнимо больше, чем г–н Кузнецов, композитор с академическим образованием и с академическим же дарованием. Вот кто настоящие «негры», так это «классики»! Один из возможных способов поддержки академических композиторов предложил известный музыкант Геннадий Стариков. Он говорил, что в Узбекистане тамошний РУПИС назначил авторам европейских и американских поп–хитов гонорар, но такой смехотворный, что те, гордые и неголодные, отказались от дивидендов в пользу классической музыки Узбекистана. Наши популярные исполнители довольно часто «перепевают» зарубежные хиты и наверняка также не готовы перечислить, скажем, Боно из «U2» такие «авторские», которые бы устроили гениального автора песни «С тобой или без тебя». А песня, между прочим, успешно ротируется у нас в исполнении группы «Нео». Много зарубежных хитов «перепели» наши популярные артисты. Пока Кузнецов или Стариков оттачивают свои сложные академические гармонии, сочиняют пьесы для оркестров, в БАО в это время могли бы подумать над созданием фонда поддержки композиторов, чьи произведения войдут в антологию белорусской музыкальной культуры.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter