Провокаторы попытались сорвать спектакль в Большом театре и устроили безобразную возню в Белгосфилармонии

Негреческий хор

Во вторник вечером в Большом театре давали «Царскую невесту» — оперу Николая Римского-Корсакова, удивительно созвучную духу времени, с блистательным исполнительским составом: лучшая оперная певица мира (победительница престижного британского конкурса BBC Cardiff Singer of the World) Надежда Кучер, прима Оксана Волкова, золотой баритон театра Станислав Трифонов и народный артист Василий Ковальчук, в свои 76 лет обладающий недюжинной харизмой и энергией... Но спектакль, который должен был стать главной удачей Большого в этом месяце, стараниями провокаторов превратился в скандальный опус. Перед началом постановки концертмейстер и два «невероятных» музыканта отказались «понимать», как в «эти» (какие?) дни можно петь, танцевать, играть и вообще оставаться равнодушными к событиям в стране. Закончить мантру им не дали: большая часть зрителей в зале стала требовать прекратить «безобразие» и «не позориться». 


Увы, но на этом заранее спланированная акция не закончилась. В партере горстка непонятных певцов (не артистов театра!), выждав момент, вдруг затянула «Магутны Божа», чуть позже всерьез назвав свою выходку «борьбой» (непонятно только кого и с чем). В этот же вечер и в это же время в Белгосфилармонии произошло то же самое: по четкому, заранее срежиссированному сценарию неизвестные «змагары» попытались сорвать концерт Государственного академического симфонического оркестра Беларуси. 


Но вернемся в оперный. Самые небезразличные зрители возмущались и требовали вызвать ­ОМОН и милицию: присмирить голосистых дебоширов. Другие мягко попытались пристыдить провокаторов: мол, мы пришли на оперу, а не на политический митинг. В воздухе повис главный вопрос: так, а опера в итоге будет? Ответ утонул где-то в мышиной возне запевал, и обманутая надеждами на дивный музыкальный вечер публика, не выдержав, начала покидать зрительный зал. Ситуацию спас дирижер Николай Колядко: взмахом палочки он дал артистам сигнал наконец начинать. Разгоряченные зрители (часть из которых вернулась в зал, заслышав звуки оперы), правда, включились в спектакль не сразу: девушка рядом со мной еще долго возмущалась происходящим «цирком» и пришлыми шутами, испортившими впечатление от похода в Большой. 

Сцена из оперы «Царская невеста».
BOLSHOIBELARUS.BY

О бессмысленной «увертюре» в этот же вечер написало одно недоСМИ, сопроводив заметку эффектным заголовком: «В Большом театре вместо оперы «Царская невеста» артисты исполнили «Магутны Божа». При этом откровенно и нагло соврав по всем пунктам. Во-первых, опера состоялась. Во-вторых, исполнили не «вместо», а перед началом спектакля. В-третьих, недопевцы в зале — это не артисты театра. 

Сами солисты о готовящейся провокации не знали и выходили на сцену в подавленном состоянии, рассказал нам после спектакля народный артист Беларуси Василий Ковальчук. Певец, отдавший служению Большому театру уже три десятка лет, категоричен: театр не место для политических акций, это дом для искусства, а не политики. Инцидентом в театре Василий Васильевич не просто расстроен — говорит о нем с возмущением и дрожью в голосе:

— Настроение у артистов сразу упало. Мы были настроены на работу, партию, свой образ, а тут ни с того ни с сего это безобразие. Очень покоробило такое отношение… Зачем переносить все это с улиц в театр? Здесь нужно слушать музыку, приобщаться к классике, а не будоражить людям умы. Ведь большинство зрителей пришло в этот вечер в Большой из искренней любви к искусству, с желанием послушать Римского-Корсакова. А они (исполнители «Магутнага Божа». — Прим. автора) просто взяли и испортили людям настроение! Мы видели, как люди просто вставали, не могли находиться в такой ситуации и уходили. Это очень больно для артиста… Нельзя такие вещи позволять в театре! Что нам теперь, милицию звать, чтобы они присутствовали на спектаклях и выводили тех, кто портит атмосферу?

Василий Ковальчук

Осадок от вечера, резюмирует артист, в итоге остался очень неприятный:

— Хорошо, что дирижер начал играть увертюру, и таким образом все начало стихать… Артисты за кулисами были на взводе, у некоторых подскочило давление, а ведь нам на сцену скоро выходить! 

Никто из солистов не знал, что такое планировалось. Тем более в театре далеко не все согласны с оппозиционными взглядами. Кем это организовано? А главное, зачем? Мне лично непонятно. Но ясно, что все это было точно спланировано. Как я могу это назвать, кроме как безобразием?.. 

Главный дирижер и художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра Беларуси Александр Анисимов с коллегой из Большого театра солидарен: люди должны понимать, где улица, а где театр:

— Иногда люди за политической пеленой забывают об элементарных нормах культуры. Я лично не могу себе представить, что кто-то бы стал выкрикивать какие-либо лозунги, к примеру, в церкви. Это просто невозможно себе представить... Эта ситуация, конечно, была неожиданной для оркестра и зрителей, которые пришли послушать красивую музыку. Когда вся эта затея закончилась, эти люди быстро покинули зал, не оставшись даже на концерт. После этого мы продолжили наше выступление, и хочу сказать, что публика нас очень горячо принимала. Люди слушали удивительно сердечно, столько было цветов! В общем, получился очень красивый, яркий вечер. Правда, его пытались немного омрачить, но не получилось.

Александр Анисимов
фото александра горбаша

Артисты Большого между тем перешли от слов к делу. Телеграм-канал «Желтые сливы» опубликовал реальное письмо от человека искусства, который просит не допустить раскола в театре, называя имена коллег, которые всеми силами стараются поднять в храме искусств бчб-бучу. Приводим часть письма с сохранением авторской орфографии и пунктуации: 

«…просим Вас помочь руководству Большого театра не допустить раскол между артистами. В театре образовалась оппозиционная группа в лице: дирижера Волича, руководителя оперной труппы Акининой, артиста Сельчукова (имеется в виду баритон Илья Сильчуков. — Прим. автора), дирижера Галанова. У них лозунг, кто не поддерживает протестующих — тот враг. Они притащили в театр хор, который перед спектаклем спел «Магутны Божа». Помогите не дать расколоть коллектив!»

Как видим, настоящие мастера культуры встали в позу и больше не желают ни слушать, ни становиться свидетелями срежиссированных перформансов «невероятных» коллег. Театральщина должна оставаться там, где ей самое место. 

leonovich@sb.by

P.S. В среду Большой театр заявил об отмене спектаклей с 29 октября по 20 ноября, а также концертов в Малом зале. Правда, со скандальным инцидентом это решение (как пишут некоторые сайты и телеграм-каналы) на самом деле никак не связано. Все выступления поставлены на паузу в связи со сложной эпидемиологической ситуацией. Театр обращает внимание, что все билеты можно сдать в кассы, приносит извинения зрителям и просит беречь себя и своих близких. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter