Как посртоить дом в деревне

Неграфские развалины

Где власти Гомельщины работают с наследниками, там заброшенные строения восстанавливаются, обретают новых хозяев
Виталий Пикун переехал в Шарпиловку вместе с родителями лет двадцать назад. Вырос там, обзавелся семьей, а теперь вот решил построить в деревне свой дом.

Учитель Шарпиловской сельской школы Виталий ПИКУН заложил фундамент собственного дома
Учитель Шарпиловской сельской школы Виталий ПИКУН
заложил фундамент собственного дома

— Делаю так, как гласит народная мудрость: мужчина за свою жизнь должен еще и дом построить, — цитирует Виталий Михайлович. — Я обратился в сельсовет, выбрал пустующий участок. Прежнюю постройку снес сам, сделал проект, выкопал яму под фундамент и залил его. За лет пять, думаю, построю. 

В деревне, что расположена в 45 километрах от Гомеля, ветхих зданий нет, подворья ухожены, дороги заасфальтированы. 

Председатель сельсовета Дмитрий Ершов, кстати, коренной гомельчанин, несколько лет назад вместе с женой поменявший городскую прописку на постоянное место жительства в Шарпиловке, рассказывает: 

— Места здесь очень красивые: лес, речка, а это и рыбалка, и охота, и грибы.

С момента выхода в свет Указа Президента № 70 на территории сельсовета снесено 52 пустующих строения. На освободившихся участках совхоз-комбинат «Сож» построил около трех десятков домов для животноводов и механизаторов, а остальную землю раскупили горожане: кто под дачу, кто для того, чтобы после выхода на пенсию переехать жить в деревню.

По словам председателя Гомельского райсовета депутатов Тамары Примак, местные органы власти ставят перед собой цель сохранить и заселить пустующие дома в населенных пунктах района. 

— Работаем с хозяевами или наследниками таких строений, помогаем им найти покупателя, — рассказывает Тамара Леонидовна. — Таким образом дома обретают новую жизнь. Кто-то делает в доме косметический ремонт и наводит порядок вокруг него, но большинство отстраиваются капитально и возводят настоящие хоромы в два этажа. С 2006 года в районе было снесено 600 пустующих домов. Остальные восстанавливаются, обретают новых владельцев, а вместе с ними и новую жизнь. На территории Красненского, Урицкого и Поколюбичского сельсоветов ветхих строений и вовсе нет. 

Кстати, в последнее время находятся покупатели даже на заброшенные дома в самых глухих деревнях Гомельщины. Особенно тех, которые в заречных зонах. В Петриковском районе, например, имеется интересный опыт, когда такое жилье используется под деревенские музеи, фольклорные центры, творческие мастерские и даже страусиную ферму. В Жлобинском — охотно раскупаются дома вблизи Днепра. Так что в сельсоветах и такие варианты держат про запас. А ситуации у людей бывают разные: одни наследники могут досмотреть родительские хаты, хотя и живут в городе, другие не торопятся. Третьи даже при желании не могут, так как судьба забросила их далеко. 

Сейчас в области более десяти тысяч пустующих бесхозных домов. В будущем предстоит снести почти половину таких построек, а земельные участки распахать и ввести в сельскохозяйственный оборот — чтобы не гуляла земля. Работа эта трудоемкая и затратная, требующая из бюджета многих миллиардов рублей. После сноса бесхозного жилья в регионе уже освободилось более тысячи гектаров земли. 

Некоторые владельцы не спешат отказываться от наследства в виде родительских стен. Вот и стоят они с заколоченными окнами, провалившейся крышей, врастая в землю. Словом, превращаются в развалины. Мало того что такие постройки, мягко говоря, не красят населенный пункт, так еще и наводят страх на местных жителей: нередки случаи, когда здесь после ночных гулянок случаются пожары. 

nvakulich@tut.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter