Здесь ткали тот самый 30‑метровый оберег «Кола жыцця» для Беларуси, который вручали Президенту Беларуси Александру Лукашенко в год 30‑летия катастрофы на ЧАЭС. В этом здании самобытные ткачихи передают мальчикам и девочкам секреты мастерства, которые узнавали еще от своих матерей. Уникальная традиция неглюбского ткачества значится в списках нематериального культурного наследия Беларуси и претендует на получение подобного статуса на мировой арене. Вот только здание Неглюбского сельского центра ткачества уже не выдерживает полувековой эксплуатации. Местные власти и рады бы привести его в порядок, но вряд ли районный бюджет справится с подобной задачей.
«І тчэ, забыўшыся, рука…»
Руководители кружка ткачества Татьяна Суглоб и Елена Демчихина ловко перебирают пальчиками нити, укладывая ровно и строго, расчесывая и заправляя. Это основа для будущего рушника. Между белыми будут вплетаться красные и черные нити, создавая уникальный неглюбский рисунок. Ткали в Неглюбке всегда, передавали это мастерство из поколения в поколение, как передают все народные традиции — песни, обряды, житейскую мудрость. Может, потому и говорят ткачихи плавно и напевно, завораживая и речами, и ювелирными движениями пальцев.
Татьяна Суглоб.
Татьяна Суглоб и Елена Демчихина успели поучиться в Гомеле, а потом вернулись на родину, которая их сердечно манила. Работали в цехе фабрики художественных изделий, филиал которой был в Неглюбке, потом уже и сами стали наставниками в сельском центре ткачества. А в начале 2023 года им обеим присвоено звание народных мастеров Беларуси.
— Для нас это не просто дело, это магия, — уверяет Елена Демчихина. — За станок тянет каждый день. Сядешь — мысли сами куда-то улетают, ты погружаешься в процесс и все остальное остается на заднем плане. Как писал классик: «І тчэ, забыўшыся, рука…» Это про нас. И элементы, которые появляются на полотне, будто кто-то подсказывает, словно на генетическом уровне заложены.
Медведи и пауки в погонах
Их коллега Людмила Ковалева, создательница того самого рушника номер 1, к слову, не местная. Генетически тайные знания неглюбских ткачих в себя не вбирала. В 1980‑х годах влюбилась в местного парня и переехала в Неглюбку из Брагинского района. А потом влюбилась еще раз — в эти волшебные переплетения нитей, в рушники, которыми были увешаны неглюбские хаты, в станки, что стояли в каждом доме, в рассказы старых мастериц. Она слушала и училась, вбирала в себя теоретические знания и практические советы, и сегодня Людмила Ковалева — один из ведущих специалистов по местным традициям:
— Вроде бы и рисунки пересекаются, вроде бы орнаменты совпадают у нескольких регионов. Но посмотришь на рушник — и сразу видно, что наш: подбор элементов, зеркальность, ткутся рушники с изнанки... Узоры у нас «хрестами» называют. Какой элемент в середине рисунка идет, по тому и весь рушник зовется. Вот этот — «павук у пагонах».
Людмила Ковалева.
Исследователи могут прочитать рушник, как книгу. Выделяют в неглюбской традиции больше 120 элементов. Возможно, изначально наши прабабушки сильно голову над сюжетом не ломали, вплетая в рисунок то, что окружало их в природе, то, что было важно в жизни. Но с десятилетиями это обрело сакральный смысл: «медведи» нужны для защиты, а «восьмирожка» означала семью.
Сколько стоит рушник — вопрос извечный. Полсантиметра богатого узора — 20 плотных рядов. Работа тонкая и кропотливая, на хороший рушник может уйти и 30 дней работы. А тот самый 30‑метровый Людмила Ковалева ткала около двух месяцев:
— Он создавался для охраны всей Беларуси и вручался Президенту как Главе страны. Сегодня без рушников невозможно представить себе деревню, без иконы с рушником в красном углу хата беззащитная и пустая. Рушники хранят Неглюбку. Знаете, после чернобыльской аварии во всей округе выселили жителей, а нас почти не задело. Рушники — нам оберег.
Дождь в зрительном зале
Неглюбские рушники хранятся в музеях Нью-Йорка, Монреаля, Токио, Парижа, Брюсселя. Сейчас местные традиции ткачества в процессе получения статуса мирового культурного наследия. Главное условие для этого — непрерывность традиции. Вот потому много лет за эти же станки садятся местные школьники, причем мастерицы тайком шепчут: у мальчиков получается даже лучше, чем у девчонок. Когда-то ведь ткачество было исключительно мужской профессией. Татьяна Суглоб с улыбкой рассказывает:— Особенно забавно наблюдать, как они, чуть научившись, начинают козырять этим друг перед другом. Придет новичок, а тот, что уже третье занятие ходит, сразу к нему: «Не умеешь? Давай я тебе покажу, как надо!» И это радует, ведь мы должны сделать все, чтобы традиция неглюбского ткачества не исчезла, чтобы она передавалась из поколения в поколение.
Ткачество в неглюбском центре — изюминка и предмет гордости, но только им деятельность не ограничивается. По факту центр выполняет все задачи сельского Дома культуры, рассказывает заведующий Владимир Ковалев:
— Праздники, обряды, новогодние вечеринки и творческие концерты. Все то, что сможет разнообразить и украсить сельскую жизнь. Видите, какой у нас огромный зрительный зал и шикарная сцена. Работает кружок сольного пения, театральное объединение, есть своя агитбригада — делаем все, чтобы раскрыть многочисленные неглюбские таланты.
Владимир Ковалев.
Правда, пока разнообразной программой местных коллективов насладиться возможности нет. Вдоль сидений — шеренги ведер и тазов, которые ловят просочившиеся внутрь капли дождя... Этой весной здание, верой и правдой служившее полвека, все-таки не выдержало гнета времени и непогоды. Разрушилась часть кирпичной кладки, прохудилась крыша, дожди вошли внутрь, да так уверенно, что стены из-за проектных особенностей просто не успели просохнуть. Закономерный и грустный результат — развившаяся от сырости плесень.
Мастерская ткачих и салон-магазин с рушниками не пострадали, но гостей в центр уже вести не хочется. Даже невооруженного глаза хватает, чтобы понять: здание требует значительных вложений. О проблеме в Ветковском райисполкоме, разумеется, знают и ищут пути решения, говорит заместитель председателя Наталья Дорошевич:
— Сейчас выделены средства для обследования здания, которое будет выполнять специализированная организация. Это покажет, какие объемы и работ, и средств нужны. А уже после обследования будут продумываться дальнейшие варианты.
Тем временем огромный потенциал Неглюбки реализуется не полностью. Сейчас здесь раз в год проводятся летники — многодневные мастер-классы с полным погружением в аутентичную сельскую жизнь и секреты ткачества. Периодически приезжают туристы из других стран, чтобы купить тот самый красочный и такой узнаваемый рушник.
Расположение у самой границы с Россией и богатейшие традиции могут превратить Неглюбку в туристическую Мекку.
Было бы желание устраивать праздники, фестивали, мастер-классы — и, конечно, хорошая площадка, куда не стыдно привести гостей.
ФАКТ
Коллектив Неглюбского сельского центра ткачества Ветковского района стал обладателем специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства 2014 года. Неглюбский сельский центр ткачества удостоен этой почетной награды за значительные достижения в деле возрождения и развития народных ремесел, сохранение и популяризацию традиционных технологий производства неглюбских рушников.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Первый заместитель начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского облисполкома Инга Завгородняя:
— В области вопрос состояния здания Неглюбского сельского центра ткачества поставлен на контроль. Представители главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи вместе со специалистами выехали на место для оценки ситуации. По результатам проведенного обследования будет принято решение о дальнейших работах и выделении финансирования.
valchenko@sb.by