Негатив и позитив Александра Алексеева

Потенциал национальной киноиндустрии, телевидения, белорусских фотомастеров во многом еще не раскрыт
На программу «Снято!» в эфире Первого национального я наткнулась случайно, щелкая пультом телевизора одной беспокойной ночью с четверга на пятницу. И хотя бессонницей с тех пор не страдаю, новые передачи стараюсь теперь не пропускать. Как оказалось, делаю это не я одна: судя по зрительской почте, проект Александра Алексеева получился весьма многообещающим.

— Потенциал национальной киноиндустрии, телевидения, белорусских фотомастеров во многом еще не раскрыт, — считает Александр. — Мы до сих пор очень многого о себе не знаем... Еще когда мы с Олегом Лукашевичем занимались проектом «Наше наследие» и готовили к выпуску фотоальбом древних белорусских замков, убедились, насколько у нас красивая, уникальная культура, действительно богатая история. Расхожее мнение о том, что в Беларуси, кроме развалин, ничего не сохранилось, не выдерживает, с моей точки зрения, никакой критики. Точно так же, как и разговоры по поводу того, что белорусский кинематограф умер, национальная мультипликация далека от диснеевских шедевров, а интересных личностей в нашем кино, как говорится, «днем с огнем»... В большинстве своем мы крайне скудно осведомлены, что происходило и происходит на наших съемочных площадках, в кино и на телевидении, в мире фотографии (везде, к чему применимо слово «Снято!»), — обо всем этом я и рассказываю в новой программе. Зрители в подробностях смогут увидеть не только съемочный процесс, но и познакомиться с моей помощью с замечательными людьми (причем не только с актерами или ведущими, но и с теми, кто обеспечивает процесс съемки «за кадром»)... Кроме этого, важная часть каждой передачи — рубрика «История», ведь вклад Беларуси в развитие мирового фото– и киноискусства реально огромен. Скажем, взять того же Яна Булгака, который считается одним из зачинателей стиля художественной фотографии. Жил в конце XIX — начале XX века, сделал тысячи фотопейзажей Беларуси, Литвы, Польши. Во второй половине своей жизни уехал в Польшу, возглавил там Академию искусств и по сей день считается у поляков личностью первой величины. Но ведь начал он свою карьеру в деревне Пересекино на Гродненщине и в Польшу приехал уже сформировавшимся человеком — сформировавшимся, заметьте, на родине! У истоков киноискусства, к слову, также было немало наших соотечественников. И первый кукольный мультфильм создал не кто иной, как белорус, этот мультик потом даже выкупил царь Николай, чтобы показать в Москве. И широкоформатные зеркальные фотокамеры, на выпуске которых Япония сегодня делает миллионы, еще в начале 1980–х изобрел наш человек. Только реализовать свой проект в условиях советской бюрократии не смог...

— А что вы можете сказать о сегодняшнем национальном кино?

— Когда–нибудь еще заговорят о белорусской «фабрике грез», заговорят без иронии. Здесь есть люди, одержимые идеей возрождения нашего кинематографа. Например, белорусское документальное кино. Сравнивая его с фильмами — участниками того же «Берлинале», могу с уверенностью сказать: наши нередко намного сильнее и могли бы занять призовые места. Не все так плохо — этот стереотип необходимо и давно пора разрушать.

— Интересно, какие сюрпризы ожидают нас в следующих выпусках программы «Снято!»?

— В апреле я собираюсь предложить зрителям познакомиться с шедеврами национальной этнографической фотографии, расскажу о последних работах наших кинодокументалистов.

— Могу представить, какую часть времени забирают все ваши проекты, ведь вы еще остаетесь редактором программы «Новая коллекция», а недавно, насколько мне известно, стали кандидатом экономических наук...

— Современный человек должен успевать все. Об отдыхе я также не забываю, правда, стараюсь проводить его с пользой. Например, на выходные часто выезжаю за город. Это позволяет мне расслабиться и заняться любимым хобби — фотографией... Скажу честно, пока все мои мечты с успехом реализуются.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter