Народная газета

Нефтяной магнит

Черное золото как центр притяжения геополитики и фактор благополучия нашей страны

В  последнее время нефть заметно дорожает. К среде стоимость декабрьских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent выросла до 56,7 доллара за баррель. Но это — качели, амплитуда которых уже вполне определилась и колеблется вокруг 40—50 долларов за баррель. Ситуация не столь плачевна, как еще пару лет назад, но и на возврат к прежним тучным углеводородным ценам рассчитывать не приходится. Между тем наша страна добывает черного золота порядка 1,6 миллиона тонн в год, при этом на оставшихся с советских времен и коренным образом модернизированных двух НПЗ перерабатывается ежегодно 24 миллиона тонн. Нефтепродукты дают нашей стране до 40 процентов валютной выручки, а потому ситуация на мировом рынке нефти не может не волновать и нас. Чего же нам ждать в будущем?


Прогнозировать стоимость черного золота — дело неблагодарное. Нынешнее состояние рынка аналитики влиятельного Forbes объясняют так: “С 2000 года цена на нефть превращается в преимущественно финансовую переменную, такую же, как валютный курс, цены на золото и котировки ценных бумаг. С начала 2000-х они на две трети формируются факторами финансового рынка, а на одну треть — традиционными фундаментальными факторами”.

Таким образом, стоимость черного золота сегодня определяется во многом главным финансистом планеты — Соединенными Штатами Америки. И в ближайшие десятилетия, скорее всего, этот фактор будет неизменным. На этой неделе китайская газета “Феникс” провозгласила “конец нефтяной эры США”, тут же отметив: Америка активно переходит на сланцевые газ и нефть. И конкурентов ей ждать не скоро: в Китае “сделан большой прорыв в области добычи сланцевого газа с применением технологии экстрагирования двуокисью углерода. Обнаружены крупные месторождения сланцевого газа, его запас очень большой — 4,352 миллиарда тонн. То есть Китай занимает третье место в мире по объему запасов данного ресурса. Однако мы начали исследовать этот ресурс лишь в 2010 году, сланцевая нефть еще не применялась в крупной промышленности и не популярна среди населения. В этой области мы все еще отстаем от США на 30—40 лет”.

Ситуация на американском рынке сланцевой нефти вынудила нефтедобывающие державы зашевелиться. Первоначально предполагалось, что падение цен ниже 60—70 долларов обанкротит большинство производителей и резко сократит американскую добычу. На это саудовцы и рассчитывали, объявив в 2014-м ценовую войну. Но американские нефтяники выжили, решительно сокращая издержки и безжалостно закрывая малорентабельные вышки. Между тем около четверти мировой нефтедобычи приходится на две страны — Саудовскую Аравию и Россию. Поэтому к прошлонедельному визиту короля Салмана ибн Абдул Азиз Аль Сауда в Москву было приковано самое пристальное внимание. Принятое по итогам тех переговоров решение — резко сократить поставки нефти в следующем месяце — должно стабилизировать мировой рынок нефти в преддверии венской встречи ОПЕК 30 ноября.

Наша страна, понятно, не добывает таких объемов нефти, чтобы говорить о возможностях их влияния на мировую конъюнктуру цен. Однако высококачественная переработка черного золота и его транзит — серьезные статьи наших доходов. И важные предпосылки для удерживания цен на бензин более чем на достойном уровне. Ратифицированный Парламентом 2 октября протокол, среди прочего, предусматривает реализацию в 2017—2019 годах механизма прямых поставок нефти в объеме 6 миллионов тонн ежегодно за пределы таможенной территории ЕАЭС. То есть предусмотрена возможность фактического реэкспорта 6 миллионов тонн российской нефти. Еще 18 миллионов тонн будут перерабатываться на наших НПЗ. Председатель концерна “Белнефтехим” Игорь Ляшенко говорит, что реализация этих нефтяных договоренностей в совокупности принесет нашей стране порядка 500 миллионов долларов ежегодной прибыли.

Еще одно перспективное направление работы — Венесуэла. Вот уже десять лет здесь действует совместное предприятие по добыче нефти и газа “Петролера БелоВенесолана”. В разработке — семь нефтяных и шесть газовых месторождений. Разразившийся в этой стране в последние годы экономический кризис (спровоцированный как влиянием извне, так и все теми же колебаниями цен на углеводороды) активность нашего взаимодействия несколько снизил. Но теперь наступает время возобновить тесное сотрудничество. Более того, министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино видит даже возможности расширения взаимодействия наших стран в нефтяной сфере:

— У нас великолепнейшие отношения с белорусскими специалистами. Мы признаем их высокий технологический уровень. И мы хотим перейти на новый этап сотрудничества, более активный и широкий.

Официальный Минск такие намерения только приветствует. Вице-премьер Владимир Семашко объясняет это тем, что в Венесуэле местные нефтедобытчики не до конца используют резервы открытых месторождений. Исправить ситуацию могут наши специалисты — с пользой для обеих стран:

— Мы оживили скважины и года три-четыре назад добывали около 1,2 миллиона тонн нефти. К сожалению, сейчас объемы упали. Будет где-то 830—840 тысяч тонн. Мы готовы увеличивать объемы и до 2—3 миллионов тонн в год на этих бэушных скважинах — но при соблюдении наших интересов. При этом мы заинтересованы в том, чтобы выйти на месторождения и самим добывать нефть. И с другой стороны, готовы помочь Венесуэле в меру своих сил и возможностей.

Еще одно направление давно стало традиционным — страны Западной Европы. Особенно сопредельные, акцентирует внимание исполняющий обязанности гендиректора “Белорусской нефтяной компании” Сергей Гриб:

— Премиальные рынки для нас — рынки наших соседей. Рассчитываем, что в ближайшей перспективе экспорт в Польшу, Чехию, Словакию будет только нарастать, и наша доля на этих рынках будет увеличиваться. На то есть наши возможности — белорусские НПЗ увеличивают глубину переработки. Плюс есть логистические преимущества в этом плане, а также есть спрос покупателей. Один из самых растущих рынков — рынок реактивного топлива, здесь рост возможен на 15—20 процентов. Есть устойчивый спрос на этот продукт на рынке стран Балтии. Порядка 70 процентов самолетов, которые вылетают из Вильнюса и Риги, заправляются белорусским топливом. Также мы возобновили поставки реактивного топлива в Украину. Скоро их самолеты будут летать на нашем топливе.

Итак, что в сухом остатке? Собственные энергоресурсы наша страна давно и небезуспешно диверсифицирует. Дальше — больше: возводится атомная электростанция, все более широкое применение получает электротранспорт. Однако серьезная модернизация обоих НПЗ и транзитное положение позволяют стране и на нефтяном рынке планеты занимать свое положение. Укрепляя тем самым свой имидж и пополняя бюджет.

Глубина переработки

• В ОАО “Нафтан” реализуемая в настоящее время программа развития предполагает создание и реконструкцию мощностей для достижения глубины переработки нефти до 89—90 процентов.

• На Мозырском НПЗ сегодня активно реализуется масштабный инвестпроект “Строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков”. С вводом в эксплуатацию комплекса глубина переработки нефти повысится до 90 процентов.

• По итогам 2016 года на Мозырском НПЗ глубина переработки составила 73,66 процента, в Новополоцком ОАО “Нафтан” — около 76 процентов.

osipov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Сяляк. Асинава калода.
...Авиационное топливо марки JET A-1 производства предприятия «Нафтан» попапало в Украине под запрет....
...Как стало известно, такие ограничения рекомендованы руководителям украинских аэропортов в связи с отсутствием документов, которые подтверждают соответствие данного топлива требованиям технических условий и согласование его применения с разработчиками авиационной техники....
Иван г.Кричев
А В Украине скоро все что производится в России или у нас скоро поставят под запрет. И дело не в качестве, а в политике
бандеровского государства . Но не сошеля свет клином на этой стране. Достаточно и других покупателей, которым
уже давно по душе продукция наших НПЗ, поэтому не все потеряно. а все еще впереди.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?