Нефтяные договоренности между Беларусью и США воплощаются в жизнь

Нефтяной фактор принуждения приказал долго жить

Случись это десять лет назад — о, как бы витийствовали, извините за тавтологию, народные витии. Сколько бы «глубокомысленных» версий, большей частью абсурдных, выплеснули бы из себя так называемые лидеры мнений, какие бы «проницательные» рассуждения о «точке невозврата», «кризисе отношений» развели бы на пальцах известного толка аналитики. А уж что творилось бы на всякого пошиба телеграм-каналах и в блогах, даже представить трудно. Одно хорошо: тогда их не было.

О чем это я? О нефти. О том, что Беларусь ждет очередной танкер с ней. На этот раз из США — не прошло, как говорится, и полгода, а договоренности, достигнутые Александром Лукашенко и госсекретарем Помпео, уже воплощаются в жизнь. И никакого информационного ажиотажа по этому поводу — вялые комментарии, большей частью касающиеся цены вопроса. И все, никакой конспирологии по поводу большой политики и того, куда уходит Беларусь.

А никуда она не уходит. Остается в центре Европы. Не создает, да и никогда за годы суверенитета этого не делала, никаких проблем соседям — наоборот, всеми силами и средствами пытается помочь в их разрешении. Ведет многовекторную внешнюю политику, имеет репутацию предсказуемого и надежного партнера, с которым можно иметь дело.

И эта репутация сработала, когда до неприличия разжиревшие на природной ренте нефтяные олигархи соседней страны (стратегического, между прочим, союзника) попытались поставить нас на колени. Не учли, правда, одной вещи: белорусы в позе «чего изволите» стоять не приучены — спина не гнется. А потому на наши НПЗ в Мозыре и Новополоцке не замедлила пойти норвежская, азербайджанская и саудовская нефть. И заметьте, за право перевалить ее в свои терминалы, прокачать по трубам или доставить в цистернах едва ли не соревнование развернулось. В этом деле — а речь здесь идет чуть ли не о прокладке новой трубы под нужды Беларуси — готовы поучаствовать страны Балтии. Польша, как стало известно, не видит технических препятствий, чтобы одну из веток нефтепровода «Дружба» запустить в реверсном режиме (ну и что, скажите, теперь делать тем, кто изощрялся в остроумии по поводу этого предложения нашего Президента?). В этом же русле и тренде и наши с США нефтяные договоренности.

А потом в мир пришел коронавирус, Россия вошла в клинч со странами ОПЕК, цена барреля нефти упала более чем резко, рентабельность добычи со временем вообще ушла в минус, и трейдеры готовы на все, лишь бы продать товар, ставший вдруг почти что неликвидом.

То есть нефти в мире стало хоть залейся. Опять же вспомним распоряжение Президента залить ею и продуктами ее переработки все мало-мальски для этого пригодные емкости в стране. И, судя даже по тому, что в апреле поставки нашего бензина на российский рынок выросли до рекордных 40 тысяч тонн, а внутренний спрос закрыт полностью, это распоряжение неукоснительно выполняется.

Наверное, итоговая цена недорогой ныне нефти, доставленной танкерами, все же выше той, которая могла бы поступить по «Дружбе». Но давайте скажем прямо: это не что иное, как плата за наш суверенитет. Потому что, если бы мы не искали альтернативу, а покорно довольствовались 40 процентами нефти от прошлогоднего уровня, что отжалели нам за три месяца российские партнеры, потери в экономике — а они, скажем прямо, чувствительны — были бы еще большими.

Да, Беларусь много и успешно торгует продовольствием, нефтепродуктами, удобрениями, вооружениями. Но никогда — суверенитетом. И попыткам принуждения к этому успешно противостоит, диверсифицируя поставки. Вспомните формулу 30-30-30 и прорыв на китайском направлении в нашем продовольственном экспорте, когда данквертовщина стала не просто не выносимой, а фактором, осложнившим межгосударственные отношения. К этой формуле мы стремимся и в неф­тяных поставках.

Благо опыт тоже есть. Десять лет назад в страну по договоренности между Александром Лукашенко и Уго Чавесом стала поступать венесуэльская нефть. Событие, всколыхнувшее (о чем я говорил в начале) мировое информационное пространство. Многие предрекали неординарному проекту полный крах, но нефть в страну поступала, рабочие на НПЗ получали зарплату, страна выполняла экспортные обязательства. И, что очень пригодилось через десять лет, был получен опыт в логистике поставок, в реанимации и включении в нужный режим нефтепровода Одесса — Броды и многое другое. И главное, в чем убедились все мы, жители страны, — выход есть из любой ситуации. Нужно — а не всегда это бывает легко — просто уметь его найти.

mihailkuchko@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter