Дроны — новое оружие в руках террористов

Нефть в прицеле дронов

Атака боевых дронов обрушила нефтедобычу Саудовской Аравии на 50 процентов. Беспилотники повредили два крупных нефтеперерабатывающих завода на территории королевства. Ответственность за теракты взяла на себя группировка хуситов, действующая на территории Йемена и связанная с Ираном.

Reuters

Произошедшее, без преувеличения, беспрецедентное событие. Можно сказать, была открыта новая глава в истории мирового терроризма. Впервые массовое использование беспилотных летательных аппаратов показало себя как эффективный инструмент в руках террористов. Даже несмотря на то, что экономические последствия атаки на саудовские НПЗ пока неочевидны. Многое зависит от того, как быстро удастся восстановить поврежденную инфраструктуру и как отреагируют на атаки международные игроки.

Кроме того, нельзя исключать целой волны подобного рода атак. Дроны — новое оружие в руках террористов, и противоядия от него пока не придумали. А значит, есть время для нанесения новых ударов, пока мировые спецслужбы не адаптировались к новой реальности.

Дрон для террориста имеет ряд преимуществ, существенно упрощая подготовку теракта: не нужно разрабатывать сложные спецоперации по угону самолетов или грузовиков, подготовке террористов-смертников. Кроме того, использование дронов означает выход на первый план нового типа терроризма — экономического. Если в предыдущие годы террористы делали ставку на внешне бессмысленные акты устрашения, атакуя невинных людей в офисах, аэропортах и на улицах, то теперь под ударом объекты инфраструктуры.

Конечно, через какое-то время мировые спецслужбы разработают способы борьбы с дрон-терроризмом и эффект новизны пропадет, однако определенный запас времени у террористов имеется, и не исключено, что атаки на саудовские НПЗ — это лишь проба сил.

Кто стоит за дерзкой атакой беспилотников? США и Саудовская Аравия поспешили обвинить в случившемся Иран. Хуситы, взявшие на себя ответственность за теракты, считаются иранскими союзниками, действующими на территории Йемена, который становится ключевым конфликтным узлом на Ближнем Востоке.

Стратегический контроль над Йеменом многое определяет в геополитическом раскладе в регионе, в том числе и в логистике нефтяных потоков. Если шиитские формирования, покровительствуемые Ираном, установят контроль над Йеменом или значительной частью его территории, это будет означать, что Тегеран получит доступ к самому «подбрюшью» Саудовской Аравии. Кроме того, для Ирана открывается доступ к Аденскому проливу — горлу Красного моря и одной из ключевых транспортных артерий региона.

В условиях, когда США и их арабские союзники увеличивают давление на Иран, Тегерану не остается ничего иного, как переходить к жестким методам реагирования. Поэтому атака дронов вполне могла стать своего рода акцией устрашения и демонстрацией возможностей.

В то же время нельзя исключать, что атака дронов была провокацией со стороны самих США. Учитывая, что антииранская кампания Вашингтона буксует, а разрыв сделки по ядерной программе не дал ожидаемых результатов, взрывы на саудовских НПЗ могут расцениваться как удобный предлог для решительных действий. Речь вряд ли идет о полномасштабной войне с Ираном, на которую у Вашингтона нет ресурсов и которая нанесет ущерб в первую очередь самим американцам. Однако обвинения Тегерана в атаках на Саудовскую Аравию могут способствовать углублению его изоляции и превращению в страну-изгоя. На данном этапе подобный расклад Вашингтон вполне устроит.

Впрочем, загнать Иран в изоляцию сегодня не так-то просто. Этому будут противиться другие международные игроки, причем не только Россия или Китай, у которых немало объективных противоречий со США, но и европейские союзники американцев, заинтересованные в доступе к иранским углеводородам. Поэтому весьма вероятно, что очередная кавалерийская атака Белого дома на Тегеран попросту захлебнется.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter