Нефть пахнет деньгами

Обоснованное решение белорусского правительства о введении пошлины на перемещение нефти по магистральным трубопроводам, собственником которых является Республика Беларусь, вызвало у российских олигархов очередной приступ истерии, дескать, белорусская сторона наживается на российских энергоресурсах. Сколько же в упреках нефтегазовых монополистов истины, а сколько политического и экономического шантажа? Редактор отдела органов государственного управления «Р» Юрий Бествицкий задал этот вопрос директору Института экономики НАН Беларуси, доктору экономических наук Петру Никитенко.

Обоснованное решение белорусского правительства о введении пошлины на перемещение нефти по магистральным трубопроводам, собственником которых является Республика Беларусь, вызвало у российских олигархов очередной приступ истерии, дескать, белорусская сторона наживается на российских энергоресурсах. Сколько же в упреках нефтегазовых монополистов истины, а сколько политического и экономического шантажа? Редактор отдела органов государственного управления «Р» Юрий Бествицкий задал этот вопрос директору Института экономики НАН Беларуси, доктору экономических наук Петру Никитенко.

— Я начну с оценки последних высказываний президента Российской Федерации Владимира Путина относительно газовой сделки с Республикой Беларусь. По его мнению, казна соседнего государства недополучила — 3,3 миллиарда долларов, да еще 2 миллиарда долларов потери «Газ-прома» по причине завышенной оценки «Белтрансгаза». Отсутствие экспортной пошлины на нефть, как считают в Кремле, оборачивалось для России ежегодными потерями до 4 миллиардов долларов. В данном случае Путин четко озвучил позицию конкретных сил, диктующих свою волю в переговорном процессе. Монопольное владение богатейшими ресурсами позволяет России поставить в невыгодные условия любую страну. Однако, построив на территории Беларуси нефтегазотранспортные магистрали, по определению – объекты повышенной опасности, мы получили определенный фактор риска. Так почему мы не должны брать за это соразмерную плату? Мы имеем все юридические и экономические основания, в ответ на односторонние действия россиян повысить плату за транзитное использование белорусской территории. Если есть более выгодные маршруты для транспортировки нефти в Европу, то никто не возбраняет россиянам использовать их. Мы будем покупать нефть только под потребности белорусской экономики, и на этом конфликт будет исчерпан. В противном случае мы покупаем нефть и сами ее продаем, то есть всю транзитную политику осуществляем сами, как суверенное государство. Нас же уверяют, что мы никакого отношения к транзиту через свою территорию не имеем. А российскими монополистами через Беларусь будет прокачиваться 100 миллионов тонн нефти в год, да еще в знак благодарности для нас установят мировые цены. 

Я рассуждаю в данном случае как политэконом, так как очевидно, что в данной ситуации куда больше политики, чем экономики. Если ставить во главу угла экономику, то цена на углеводородное сырье должна была оставаться в рамках ранее существовавших договоренностей, то есть в два раза ниже европейской и мировой. Верхняя планка цены на газ должна была соответствовать 9-му поясу, аналогичному Смоленщине, плюс трансакционные издержки за продвижение товара. Это в пределах 70 долларов за тысячу кубических метров. И только к 2010 году с учетом всех тенденций для Беларуси она могла вырасти до 105 долларов. 

Если хотите через нашу территорию поставлять нефть в третьи страны, пожалуйста, но услугами, то есть транзитом, должна ведать белорусская сторона. Мы создадим собственное предприятие по транзиту нефти и как конечный покупатель будем продавать ее дальше в Европу. «Газпром» же хочет «прихватизировать» белорусскую трубу и диктовать мировому рынку собственные цены, на что мы, естественно, не должны идти. 

— Насколько предлагаемый сбор в размере 45 долларов за тонну перекачиваемой нефти может компенсировать потери белорусской экономики от введения россиянами вывозной таможенной пошлины? 

— Он компенсировал бы полностью наши потери – просто бы переместилась ценовая шкала. Вы за право монополии транзита сырья, а мы за право монополии на территорию. Это должны быть не тарифы, а прямая плата за прохождение нефти. Если до сих пор существует расчет, что Беларусь, как утверждает лидер ЛДПР Владимир Жириновский, станет продолжением Смоленской области, то на этот шаг никто не пойдет. Если Российская Федерация предлагает строить отношения на основе не союзных соглашений, а как независимые суверенные государства, то функции транзита должна выполнять исключительно Республика Беларусь. 

Поэтому налицо, что в данной проблеме куда больше политики, нежели экономического расчета. Ответная компенсационная мера белорусской стороны — введение сбора за транспортировку нефти в размере 45 долларов за тонну — не что иное, как плата за возможные экологические последствия и риски. 

— Не послужила бы данная ситуация сигналом к свертыванию торгово-экономического сотрудничества с Российской Федерацией... 

— Мы второй после Германии торговый партнер России. Если рассматривать экспортно-импортную составляющую, то коэффициент оборота больше единицы, т.е. мы отдаем в Россию продукции больше, чем получаем от нее. К сожалению, последние события показывают ненадежность России как контрагента на мировом рынке. Не  случайно канцлер Германии Ангела Меркель заявляет, что, помимо России, необходимо искать других поставщиков углеводородного сырья. Из-за лоббистско-олигархического поведения представителей российских властей Беларусь ускорит переход, сколь это возможно, на использование местных видов энергоресурсов. Ставится задача ежегодно производить из них не менее 25 процентов электроэнергии, хотя они недостаточно энергоэффективны. Более того, своими действиями Россия выдавливает Беларусь если не на антироссийское, то и не на пророссийское поле. 

— Вопрос: сколь охотно Запад пойдет на экономическое сближение с Беларусью? 

— Мы ведь тоже, как говорят, в шапку не спали и давно присутствуем в западной экономике. Половина белорусского экспорта уже идет на западноевропейский рынок. При разработке первой национальной программы развития экспорта поставки на российский рынок в структуре ВВП предусматривались в размере 37 процентов, затем эта цифра была увеличена до 60 процентов. Сегодня ставится задача вновь возвратиться к прежним 37—40 процентам за счет диверсификации экспортно-импортных отношений. Далее мы намерены задействовать всевозможные рычаги, которые позволят Беларуси войти в состав большой семьи Европейского союза. Главная тенденция мировой экономики — ее, так сказать, китаизация. Сегодня Сибирь уже во многом «прихвачена» соседним Китаем, на повестке дня вопрос: как сохранить принадлежность Калининградской области? Обратите внимание, Советский Союз ведь развалился только из-за того, что определенный круг людей не хотел видеть целостную Россию. По этому пути идут и нынешние российские олигархи. Сильная, единая Россия никому на Западе не нужна — это кладовая ресурсов, борьба за владение которыми только разгорается. В Великобритании, которая превратилась в офшорную зону, 10 миллиардеров — это российские олигархи. Они отмывают там свой капитал. А сколько сотен миллиардов российских нефтедолларов в США, которые работают на укрепление американской валюты? 

Надеюсь, теперь становится понятной цена вопроса, касающаяся продаж Россией газа и нефти для Беларуси? 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter