Нефть, которой может не хватить США

Вот уже на протяжении более чем 30 лет одной из главных целей американской политики является завоевание энергетической независимости

Не секрет, что нефть дает не только бензин. Из нефти производится огромное количество материалов и вещей, окружающих нас, без которых вся современная цивилизация попросту не сможет существовать. От нефти зависят химическая и нефтехимическая промышленности, индустрия органического синтеза, фармацевтика и даже биотехнологии. Из нее вырабатывают керосин, то есть авиационное топливо, на котором базируется вся военно-воздушная мощь любого государства и заменить которое пока просто нечем. Возьмите любой персональный компьютер — для его производства также используется нефть.

В общем, неудивительно, ведь, как свидетельствует авторитетный «Newsweek», «сегодня нефтяных и газовых экспертов всего мира все больше тревожит не только будущий дефицит – мысль о том, что мир достиг «нефтяного пика», похоже, получает распространение, но и контроль над драгоценным сырьем. В то время как спрос на энергию во всем мире растет, становится меньше доступных энергоносителей и сокращаются масштабы разведки… Это изменение баланса сил в мире постепенно начинают осознавать в Вашингтоне. Ценовой шок после урагана «Катрина» заставил администрацию понять, насколько слабой стала экономическая безопасность США из-за энергии. Ничего похожего не бывало со времен эмбарго ОПЕК 1973 года». 

Вот уже на протяжении более чем 30 лет одной из главных целей американской политики является завоевание энергетической независимости. В 1973 году во время очередной арабо-израильской войны Вашингтон, как всегда, поддержал еврейское государство. В ответ арабы ввели нефтяное эмбарго против «союзников сионистов». Для США эффект оказался чудовищным. Страну охватила паника. Толпы взбешенных янки начали осаждать бензоколонки. В течение некоторого времени Штатам пришлось жить в условиях страшного бензинового дефицита. С тех пор сменяющие друг друга американские президенты разными способами пытаются добиться, чтобы подобное никогда больше не повторилось. Именно поэтому в 80-х годах США всячески подливали масла в огонь ирано-иракской войны, в 1990 году без колебаний пошли войной на Ирак Хусейна, пытавшегося вернуть (с их же подачи) сказочно богатый нефтью эмират Кувейт, а в 2003 году решили взять уже сам Ирак под свой прямой контроль. 

А между тем ближневосточная (кувейтская, саудовская, ОАЭ и т. д.) нефть давно уже является таковой лишь по географическому наименованию. Не принадлежит она и американцам. Ее настоящие хозяева – транснациональные картели-корпорации, для которых уже вся планета – одно их государство. Дж.Буш, кстати, в определенном смысле спасая свою страну, пытается бороться с экономикой, которая фактически над экономикой США. Он, как может, противодействует этим структурам, обличая их в мошенничестве, подлогах, неуплате налогов, манипуляциях общественным мнением, спускает на них проверочные комиссии и т.д. Однако и те не остаются в долгу. В результате предупреждение президента Венесуэлы, что в ближайшем будущем цена на нефть может достичь отметки в 100 долларов за баррель, уже не кажется дурной шуткой. 

Если верить рекламным кампаниям, которые развернули во многих индустриально развитых странах крупнейшие нефтяные гиганты, то ситуация и вовсе выглядит катастрофически. С прогнозом о превышении 100-долларового рубежа цены за баррель нефти недавно выступили эксперты крупного инвестиционного банка «Goldman Sachs». А вот лишь некоторые слоганы, которые приводит в своей статье британская «Financial Times». Крупнейшая в мире энергетическая группа «ExxonMobil» в рекламном ролике заявляет: «Перед миром стоят огромные энергетические проблемы. Простых ответов нет». Вторая по величине американская энергетическая группа «Chevron» проводит ту же мысль, но идет еще дальше: «Ясно одно: эпоха легкой нефти кончилась. Мы призываем ученых, политиков, экологов, промышленников и всех вас принять участие в формировании новой энергетической эры. Бездействие  не вариант». 

О том, насколько серьезна для США нехватка черного золота, свидетельствует, например, тот факт, что 19 декабря 2005 года палата представителей конгресса США проголосовала за разрешение добычи нефти на территории Арктического природного национального заповедника на Аляске! (По мнению некоторых экспертов, запасы нефти на Аляске способны дать США отсрочку не более чем на пару лет). 

Казалось бы, возникает вопрос: почему США не воздействуют на производителей черного золота и нефтетрейдеров с тем, чтобы сбить цены? Ответ, по мнению комментаторов, состоит в том, что «крупнейшие нефтяные компании, которые работают со всеми нефтедобывающими странами, приносят отличный доход не только акционерам, но и национальным правительствам. Налоги и рабочие места – это тот вклад нефтяников, который обеспечивает стабильность многих мировых политических элит. Что же касается вреда высоких цен для мировой экономики, то это вопрос весьма спорный... К тому же эксперты отмечают, что дорогое топливо стимулирует энергосбережение и развитие новых технологий. Расплачиваться за это, правда, приходится тотальной нервозностью на мировых рынках. Что чревато неожиданным и резким схлопыванием мыльного нефтяного пузыря. Вот здесь накроет всех – и производителей и потребителей. Так что держать цены будут и те, и другие...». 

Это не совсем так. О том, как США пытаются «воздействовать» на нефтяной рынок красноречиво свидетельствует, например, ситуация на Ближнем Востоке (чего стоит один лишь Ирак), в Центральной Африке и Азии. Поэтому вопрос корректнее сформулировать так: почему США воздействуют на производителей черного золота и нефтетрейдеров с тем, чтобы сбить цены не так эффективно, как того хотелось бы вашингтонским стратегам? 

Ответ на него, скорее всего, вытекает из следующего тезиса: США – лишь локомотив, но никак не олицетворение глобализации. И нужны они тем же транснациональным структурам лишь до тех пор, пока способны выполнять эту функцию. Однако в последнее время команда нынешнего американского президента, по сути, пытается плыть против течения, становясь не локомотивом, а тормозом глобализации. В то же время процесс неоколониального энерго-сырьевого грабежа стран второго и третьего мира выдыхается. С одной стороны грабить становится все сложнее (а местами просто нечего). С другой, ограбленные по всему миру — от Латинской Америки до Азии — все громче заявляют о своих правах. Как следствие, складывается парадоксальная ситуация: становится экономически (и экологически) целесообразно пустить нынешний локомотив глобализации, потребляющий в своих топках неадекватно огромную долю добываемых на планете ресурсов, под откос. Миной, которая в состоянии это сделать, вполне может оказаться нефть, которой однажды (в связи с резким скачком цен, внезапным кризисом и т.д. и т.п.) внезапно может не хватить США. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter