Неевклидова геометрия политики

Об энергетической безопасности
«Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались», — сказал английский философ Томас Гоббс еще в XVII веке. Увы, в XXI веке так оно и случилось. Как «Газпрому» попасть из пункта А (газовых месторождений) в пункт Б (к европейским потребителям)? Казалось бы, в решении этой простой задачки достаточно знания геометрических аксиом (о двух точках, соединяемых прямой линией) и карты Европы, чтобы найти верное решение. Решение сотрудничества.

Увы, мы сегодня наблюдаем, как вполне по Гоббсу — опровергая геометрические аксиомы, — политики в угоду тем или иным интересам узких групп ищут тайные обходные пути, чтобы переиграть партнера в стремлении попасть из точки А в точку Б. Все это приводит к нагнетанию страха и недоверия, тем более опасного, что речь идет о взаимозависимых партнерах, жителях общеевропейского дома. Что станет с этим домом, если сосед будет угрожать соседу?

На международной конференции в Брюсселе «Совместные действия — укрепление Европейской политики соседства», в которой принял участие и заместитель министра иностранных дел Валерий Воронецкий, много говорилось об энергетической угрозе и энергетической безопасности.

Одна из российских газет обрисовала проблему: «Европейская комиссия ищет способы ограничить доступ российским компаниям на свой энергетический рынок». Удивителен при этом вывод, сделанный московскими журналистами: «На подмогу Еврокомиссии едет заместитель министра иностранных дел Белоруссии Валерий Воронецкий». Якобы для того, чтобы «уличить российские компании» в создании рисков для европейского потребителя...

Дальше еще удивительнее. Газета пишет о политическом ценообразовании на энергоносители. Дескать, если и использовать его «в рамках рассмотрения вопросов оказания помощи иностранным государствам», то взамен надо жестко требовать от этих государств: «Извольте делать то–то и то–то»... И еще цитата из этой статьи: «Диктат? Да... Ограничение суверенитета? Безусловно».

Что ж, чем больше подобных мнений будет высказываться, тем сильнее в Европе будут их опасаться.

А выступление нашего представителя в Брюсселе примечательно совсем иной тональностью.

Для того чтобы знать позицию Беларуси, которая была озвучена, предлагаю информацию из первых рук — вчерашнюю беседу с заместителем министра иностранных дел сразу после завершения конференции в Брюсселе.

— Валерий Иосифович! Энергетика была на ней главным вопросом?

— Энергетика действительно является сегодня одним из наиболее актуальных вопросов, и в большинстве выступлений — а в конференции принимало участие более 40 государств — звучала тематика энергобезопасности Европы, обеспечения энергопоставок. На конференции белорусская делегация заявила о нашей готовности прорабатывать со всеми партнерами более эффективные пути поставок энергоресурсов со всех направлений. Являясь одной из ключевых транзитных стран, Беларусь предлагает реализацию серьезных совместных европейских проектов по обеспечению безопасности транзита, включая физическую безопасность нефте– и газопроводов, созданию и расширению подземных хранилищ, строительству электростанций на альтернативных видах топлива и др.

Мы говорим о необходимости консолидации большой Европы. Нам надо всем вместе решать проблемы нашего общего европейского дома. В том числе и энергетической безопасности. Надо формировать общее энергетическое пространство. Мы заявили о необходимости учета интересов и поставщиков, и транзитеров, и потребителей энергии.

— Как отнеслись европейские коллеги к вашим предложениям?

— Кто–то, может быть, ожидал, что в выступлении белорусской делегации могут прозвучать совершенно другие нотки и идеология выступления будет другой... Но мы всегда говорили и говорим, что Беларусь выступает за конструктивизм, за стабильность и прагматичный подход к решению стоящих перед всеми нами проблем. Мы говорим: давайте работать вместе, давайте отбросим второстепенное и сосредоточимся на главном. Белорусская сторона заявила, что выступает не с позиций потребителя или реципиента какого–либо финансирования или услуг. Нет. Мы сами, в свою очередь, готовы быть донорами в европейскую стабильность, безопасность и процветание.

Мы можем предложить свои услуги по самым различным направлениям сотрудничества. В транзите энергоносителей. В совместной борьбе с трансграничной преступностью. В формировании, в конце концов, общего европейского экономического пространства. Я убежден, что в этом заинтересованы все.

— Чтобы так сотрудничать, как вы обрисовали — глубоко, всеобъемлюще, — нужно прежде всего снять визовые барьеры...

— Конечно, это один из ключевых вопросов. Мы за снятие и таможенных барьеров, и визовых ограничений. Об этом говорилось не только в нашем выступлении, но и в ходе рабочих встреч, которые мы проводили в том числе и с генеральным директором Европейской комиссии по внешним связям господином Ландабуру. Мы очень четко поставили вопрос о необходимости ведения переговоров с Беларусью по либерализации визового режима, облегчении процедур выдачи виз для белорусских граждан. И надеемся, что Европейский союз очень серьезно отнесется к этому предложению. При этом Беларусью в одностороннем порядке уже предпринят ряд шагов по либерализации визового режима для граждан ЕС.

...Думаю, философия выступления нашего представителя на всеевропейской конференции ясна — она в объединении усилий всех европейских стран для процветания Европы, ее безопасности и стабильности, построении общего экономического, культурного и, если хотите, правового пространства. Устранение всех ограничений — визовых, таможенных и других — необходимое условие для того, чтобы такой европейский дом строить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter