Неестественный отбор

О чем лучше умолчать при поступлении на работу
О чем лучше умолчать при поступлении на работу

Выпускник БГЭУ Константин Жук искал должность менеджера по продажам несколько месяцев. Каждый раз ему говорили: «Вам перезвонят».

— Больше всего запомнилось собеседование в фирме, занимающейся металлопрокатом, — улыбается Константин. — После вопроса, какой у меня опыт работы, директор неожиданно спросил: «Как вы относитесь к смертной казни?» «Назовите 5 качеств, которыми должен обладать миллионер». И напоследок: «Если в выходной день начальник попросит вас разгрузить доски у него на даче, как вы поступите?» Какое отношение все это имеет к работе торгового менеджера, я так и не понял.

Фактор страха

Менеджеры по подбору персонала говорят, что неожиданные, каверзные, откровенно глупые и нетактичные вопросы — один из главных признаков стресс–интервью. Молодой человек пришел устраиваться продавцом в магазин музыкальных инструментов. Первое, что он услышал: «Согласитесь ли вы участвовать в мужском эротическом шоу?» Кандидат, в свою очередь, решил уточнить, на какую, собственно, вакансию его пригласили. После ему растолковали, что работодатели хотели набрать в продавцы людей с авантюрными наклонностями, умеющих запросто «впарить» любой товар...

— Кандидат, а уж тем более на такую должность, как торговый менеджер, должен быть готов к любым вопросам, — считает консультант по подбору персонала одного из минских кадровых агентств Ольга. — Мужчину могут спросить: «Готовите ли вы? Если нет, то почему?» У нас был клиент, которого на собеседовании директор попросил: «Продай мне доску для серфинга, учитывая то, что я не умею плавать». Тот продал, и ему тут же предложили должность маркетолога.

Зачастую кадровики намеренно создают обстановку нервозности и смущают соискателя, чтобы оценить, как он реагирует в нестандартных ситуациях. Скажем, ненароком предложат сесть на неудобный или сломанный стул, будут задавать вопросы на грани фола, например: «Почему вы до сих пор не замужем в таком–то возрасте?», «Не беременны ли вы сейчас?», «А зачем вы вообще сюда пришли?» или случайно прольют на него кофе.

— Все делается для того, чтобы спровоцировать конфликт, — раскрывает секрет Ольга. — Ведь если работа связана с клиентом, сотруднику необходимы терпение, стрессоустойчивость и позитивный настрой. Парень устраивался администратором в клуб, и его спросили, что он последний раз читал? А он ничего не читал и читать не собирается. И сразу занервничал: мол, наверно, что–то не так сказал и ему намекают, что он — неначитанный. Доверие внушает только уверенный в себе кандидат. К тому же работодатели любят трудоголиков без личных проблем. Одна из наших клиенток на собеседовании решила похвастаться, что выходит замуж. Естественно, начальница этого не оценила. На вопросы о замужестве лучше отвечать: «Пока не знаю», ведь собраться замуж можно и за три дня. И вообще не стоит вдаваться в подробности о семейной жизни, о детях, о том, что они болеют и их некому, кроме вас, забирать из садика.

Интервьюер задает вопрос кандидату на должность менеджера по продажам: «Вам все равно, что продавать?» Если соискатель отвечает: «Да», тут же следует предложение: «Отлично, подумайте, смогли бы вы продать вагон мороженого, которое пахнет рыбой?» После этого остается лишь наблюдать, как кандидат станет выкручиваться из этой ситуации. Достойный ответ, по мнению рекрутеров: «Я бы продал этот вагон в рыбном цехе в обеденный перерыв».

Вы танцуете?

Студентка БГТУ Маргарита Лукина устраивалась секретарем в банк. Заполнила анкету, в которой среди прочих вопросов были и такие: знак зодиака, любимая книга, фильм. После чего начальник отдела кадров, глядя в анкету, спросил: «А о чем фильм?»

Однако за странными на первый взгляд требованиями нередко скрывается трезвый расчет. Скажем, в юридической конторе, где основной костяк составляют увлеченные живописью люди, всех претендентов теперь просят назвать своего любимого художника–импрессиониста и описать любую его картину. Если с заданием соискатель не справляется, его шансы резко падают. Чтобы коллектив компании был сплоченным, у сотрудников должны быть общие интересы, пусть даже любовь к кошкам.

Говорят, лучше пройти стрессовое интервью, чем уволиться через три дня. А на самые нелепые и даже неприличные вопросы реагировать достойно. Но не равнодушно. Чтобы не сложилось впечатление, будто вы сделали одолжение, что пришли на собеседование.

Близнецов не предлагать

Распространенный прием работодателей — нарочно затянуть паузу. Некоторые соискатели так пугаются, что начинают повторяться, «путаться в показаниях» или углубляться в детали, говорить много лишнего. А нанимателям только того и надо...

— У претендентов на высокие посты могут спросить, уязвив самолюбие: «Как вы способствовали тому, чтобы ваше предприятие развалилось?» Ответы на самые неудобные вопросы лучше заготовить заранее, — советует руководитель минского кадрового агентства Иветта Кузнецова. — Продумать каждый этап своей трудовой деятельности: что нравилось, что не нравилось, почему решил поменять работу. Однозначно не стоит говорить гадости о бывших коллегах. Если вас уволили — лучше об этом сказать (все равно могут обратиться за рекомендацией на вашу прежнюю фирму), назвать объективные причины. Например: «Меня уволили, так как допустил ошибку, но возможность исправить уже не предоставили». Или: «Не сработался с коллективом. В этом отчасти виноват и я». Увольнения без вины случаются редко, но и очернять себя при этом не стоит.

Самый же затруднительный вопрос при трудоустройстве — жалованье.

— Я обычно называл среднюю зарплату по городу. В итоге, когда устроился, мне платили столько, сколько я назвал. Наверно, сказал бы больше — то и платили бы больше, — посетовал экономист компьютерной фирмы Алексей Брыль.

— О зарплате спрашивают для того, чтобы выяснить, к каким деньгам человек привык и насколько ценит себя как специалиста. Если сумма для соискателя не имеет решающего значения, то лучше отвечать: «В зависимости от поставленных задач», — рекомендует Иветта Кузнецова. — И называть минимум, сколько не хотел бы зарабатывать.

Еще несколько лет назад руководители компаний при найме сотрудников пользовались гороскопами, психологическими методиками, знаками зодиака, теорией Бориса Хигира о совместимости по имени–отчеству. Специалисты по рекрутингу на полном серьезе советовали Раков задвигать на вторые роли, поскольку они якобы склонны к тирании. Весов объявляли наиболее подходящими для монотонной длительной работы, а Львов и Овнов из–за взрывного характера рекомендовали изолировать от клиентов. Теперь «зодиакальный» фактор учитывают реже, но порой руководители все же высказывают пожелание: «Близнецов или Скорпионов не предлагать».

Кстати

Независимо от профессии, американские работодатели в первую очередь отказывают толстым и курящим соискателям, т.к. болеют они чаще остальных. Кроме того, некоторые начальники считают, что толстые работники могут быть плохой рекламой для компании. К примеру, если фирма занимается продажей тренажеров — сотрудник–толстяк будет выглядеть в ней, по меньшей мере, странно и вряд ли привлечет покупателей. Что уж говорить о работниках общепита. Ведь нельзя, чтобы официант или повар всем своим видом демонстрировал, до каких размеров можно дорасти, питаясь в данном заведении. При поступлении на работу в резюме лучше умолчать о своем увлечении экстремальными видами спорта, если таковые имеются. Ведь босс не хочет, чтобы в один прекрасный момент его специалист не вышел на работу, потому что покалечился. Известны случаи, когда в американских компаниях работников увольняли за то, что те ездили за рулем не пристегнувшись.

Справка

Кадровые агентства, как правило, занимаются трудоустройством экономистов, юристов, секретарей–референтов, бухгалтеров, инженеров, менеджеров — специалистов рыночной экономики. В службе занятости представлены все вакансии рынка труда, в том числе «непопулярные», рабочие. Сведения о них соискатель может получить бесплатно. В то время как кадровые агентства за предоставляемую информацию берут деньги либо с тех, кто ищет специалиста, либо с тех, кто ищет работу. Службы занятости решают социальные задачи (трудоустроить), кадровые агентства работают с конкретными заказчиками (подбирают персонал).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter