Почему неиспользуемая недвижимость неинтересна инвесторам

Недвижимость давит на прибыль

Эта песня без начала, эта песня без конца… Так можно сказать о неиспользуемой недвижимости. Ее вовлекают в оборот, вовлекают, но все равно пустующие объекты остаются. В государственной собственности — около 2,26 млн квадратных метров. Вроде бы много, но относительно мало — всего 1,9% от всех площадей. Причем невостребованные объекты, как правило, по своему первому профилю — социальные. Старые бани, ФАПы, дома культуры, школы… Для коммерческого использования они не очень интересны. Поэтому и стоят без хозяина. На итоговой коллегии Государственного комитета по имуществу первый заместитель председателя Алексей Васильев даже задал присутствующим неожиданный вопрос: «А надо ли таким имуществом заниматься?» Правда, сам же на него ответил: надо. И тут же — почему.

Фото pinsknews.by

Худо-бедно, но если постараться, этим зданиям удается найти хозяев. В прошлом году более половины строений, выставленных на торги, удалось продать. Понятно, имущество не самое ликвидное и дорогое. Но какие-то доходы в местный бюджет его реализация все-таки приносит. 

Впрочем, самое главное, что оно тянет деньги из бюджета. Штука-то в том, что большинство невостребованных объектов болтается на балансе жилищно-коммунального хозяйства и генерирует лишние убытки. Нет, непосредственно неэффективная недвижимость на тарифы услуг не влияет. Но увеличивает убытки ЖКХ, которые потом компенсируются из казны. Территориальные фонды по имуществу стараются вовсю. Как метко заметил Алексей Васильев, в Гомельской области разве что утюги не предлагают к реализации такие строения: настолько сильный информационный поток удалось организовать. Но и местные власти не должны взирать на проблему пассивно. В конце концов, за эффективность эксплуатации недвижимости должны отвечать и райисполкомы. Словом, по мнению специалиста, работу с такими активами необходимо продолжать, но выводить на новый уровень. 

Впрочем, как и борьбу с пустующими площадями в акционерных обществах с долей государства. Таковых в республиканском подчинении — 510, в коммунальной — 1240. Сколько объектов не используется в «коммунальных» ОАО, выясняют, в «республиканских» — 409. Немало, но «количество объектов не соответствует реальности», не сомневается Алексей Васильев. Больше половины — 267 — в прошлом году ввели в оборот. Правда, разговор пока идет о незадействованных строениях. А сколько неэффективно используемых? По убеждению Госкомимущества, на проблему надо смотреть под чисто экономическим углом: насколько имущество положительно или отрицательно влияет на финансовый результат компании. 

В каждом случае надо разбираться отдельно. И поскорее. На коллегии прозвучала не очень радостная цифра: если еще относительно недавно доход на акционерный капитал ряда обществ с государственным участием приносил 31,4% годовых, то сегодня, по оперативным данным, — 7,3%. К слову, это заметно ниже, чем ставки по банковскому депозиту. Говоря проще, выгоднее выйти в кеш и просто положить деньги в банк, чем заниматься производством. 

«Не все так однозначно», — констатировал Алексей Васильев, как бы объясняя: пример привел не с позиции необходимости «похоронить» ОАО, а чтобы оттенить тревожные сигналы. А они красными маячками моргают менеджерам и курирующим госслужащим: срочнейшим образом необходимо разгребать экономику предприятий. 

В целом и способы, и инструменты известны, велосипед изобретать не придется, ряд механизмов уже отработал, выстрадал Госкомимущества, некоторые из них даже опробовал на практике. Увы, проблема в инициативе снизу. Алексей Васильев привел классический пример инвестиционной несостоятельности: предприятие хочет денег, но сколько и для чего — толком и не знает. Да, корпоративное управление госактивами однозначно находится не на высоте. До окончательного решения просчетов в менеджменте еще далеко. Но уже имеются подвижки: по крайней мере, большой пакет основополагающих документов по совершенствованию корпоративного управления уже разработан. Правда, по ним обычно ведется достаточно пространная дискуссия между заинтересованными министерствами и ведомствами. 

«Существует определенная поляризация мнений, — заметил председатель Госкомимущества Андрей Гаев. — Непродуманные действия в силу масштабов последствий недопустимы». Впрочем, это не должно мешать двигаться вперед. И лед уже тронулся: преображение ОАО в современные компании не за горами. По крайней мере, на это хочется надеяться.

volchkovvv@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter