Недоверие, как дорого ты мне…

«Ничто не предвещало грозы…» —  так написал бы историк про наше время...

«Ничто не предвещало грозы…» —  так написал бы историк про наше время. Поднявшись на пик экономического прогресса, большинство развитых стран резко ринулись вниз. Есть подозрения, что вопрос «Кто виноват?» в этих финансовых перипетиях еще долго будет оставаться открытым. Более насущна проблема «Что делать?». Этой проблемой мучаются представители маститых международных организаций, главы государств и правительства, эксперты по финансам и экономике… Впрочем, самое главное — спуститься с высот перемывания геоэкономических противоречий на землю.

Желающих решать на словах проблемы планетарного масштаба хоть отбавляй. Сложнее разобраться, как действовать в этой противоречивой ситуации предприятиям. В нужном направлении движется планета или ошибочном, подстраиваться производителям под реалии все равно придется. Некоторые изменения,  произошедшие за последние полгода во внешнем окружении белорусских субъектов хозяйствования, прокомментировали руководители проектов отдела управленческого консалтинга ЗАО «ИПМ-консалт»  Константин Орлов и Игорь Костюкевич.

Константин Орлов: Банки более жестко стали подходить к кредитоспособности предприятий. В прошлые годы в условиях роста рынка и производства, привязки курса белорусского рубля к доллару финансовые менеджеры предприятий на некоторые вещи смотрели сквозь пальцы. В условиях стабильности многие предприятия к планированию относились более чем равнодушно. В нестабильной ситуации к планированию как к инструменту стали обращаться чаще. Разработано много методов и инструментов планирования. Тот или иной их набор применяется в зависимости от конкретных внешних и внутренних факторов. Впрочем, такие подходы уже давно используются в работе западными консультантами и руководителями. Но для белорусской экономики многие инструменты прогнозирования, планирования, оценки рисков будут инновационными.

Игорь Костюкевич: Сейчас ломаются многие представления и подходы к ведению бизнеса. Существует такой метод планирования финансов, как бюджетирование с нуля. Как раз сегодня и необходимо многие процессы начинать с чистого листа. Тенденции, которым подчинялась экономика в прошлые годы, потеряли актуальность. Мир изменился, ему свойственны новые закономерности, которые нужно выявить, проанализировать и на их базе строить прогнозирование и планирование деятельности предприятий. Но не стоит путать стратегию и тактику. Конечно, целый ряд действий следует предпринимать прямо сегодня, чтобы компания элементарно выжила. Но одновременно необходимо определяться с проектами, реализация которых позволит процветать предприятию через несколько лет.

Константин Орлов: Краткосрочное и долгосрочное планирование — одинаково важны, только каждое из них служит своим целям. На оперативном уровне главное, чтобы деньги «вращались», оборачивались, обеспечивали необходимый  уровень  ликвидности.  Поэтому в краткосрочном периоде — от 1 до 30 дней — приоритет отдается планированию денежных потоков компании. В среднесрочном — ресурсы: сырьевые, материальные, трудовые, технологические, энергетические и другие, выводить баланс между потребностями в них компании и возможностями в приобретении. В долгосрочном периоде — более года — осуществляется стратегическое планирование. На этом уровне определяются главные направления и проекты, которые будут реализованы позже, но уже сегодня требуют проведения ряда мероприятий. В том числе — защиты определенным бюджетом.

Главное — ради сиюминутной экономии не рубить с плеча. Не совсем правильный подход, когда все расходы и издержки автоматически урезаются, скажем, на 20 %. Сокращать финансирование стратегических направлений ради достижения оперативных результатов крайне опасно для будущего компании.

Игорь Костюкевич:  Необходимо  уделять максимальное внимание инвестиционным рискам. Если этого не делать, то может получиться, что недополучишь прибыль, а может — потеряешь или заморозишь вложенные деньги. То есть более тщательно нужно планировать все инвестиционные проекты. И это касается как инвесторов, так и тех, кто хочет в этот период привлечь инвестиции. Ведь инвесторы стали очень осторожны, если вообще не затаились. Если инвестор видит любые нестыковки при прогнозировании и планировании проекта, он не даст денег.

Константин Орлов: Главное — по каким факторам оценивать эффективность инвестиций. Одна из самых важных характеристик проекта — чистая приведенная стоимость проекта (NPV). Но этот показатель редко учитывают всерьез. Чаще ориентируются на простой срок окупаемости. Но он не всегда отражает реальную картину в условиях, когда резко дорожают и дешевеют сырьевые и финансовые ресурсы, усиливается влияние на экономические показатели курсовых колебаний валют…

Изменилась ли структура инвестиционных рисков в последние месяцы? А какая их структура была год тому назад, два, три? Об этой проблеме никто не задумывался. Для банков при оценке проектов был важен не срок окупаемости, а финансовые потоки, которые проходят через предприятие. Для кредитных учреждений главное не эффективность инвестиций и прибыль от них, а возможность предприятия вернуть заемные средства. Компания может погасить кредит из доходов от других проектов и сполна рассчитаться намного раньше предполагаемого срока окупаемости инвестиций.

Однако даже при оценке денежных потоков редко учитывалось изменение во времени стоимости заемных ресурсов. Обычно кредитные договоры не предусматривали пересмотра процентных ставок, за исключением некоторых рублевых кредитов, стоимость которых «привязывали» к ставке рефинансирования. Цена валютных кредитов обычно была фиксированной.

Игорь Костюкевич: У каждой компании существуют свои риски, зачастую связанные с влиянием контрагентов на их деятельность. Например, для производителей потребительских товаров повышается вероятность невозврата дебиторской задолженности розничной торговлей за уже отгруженную продукцию. У магазинов и торговых сетей есть владельцы, которые нередко строили и приобретали магазины на кредитные ресурсы. Если доходы конкретного магазина упадут, то перед его руководством встанет выбор — какому кредитору в первую очередь возвращать долг.

Предприятиям стоит пересмотреть свои подходы к формированию дебиторской задолженности, реструктуризировать своих контрагентов, изменить ценовую политику. Ненадежным — отгружать товар исключительно по предоплате, другим — давать небольшие отсрочки на мелкие партии товаров, к третьим — внедрить периодический контроль товарных остатков и оплаты реализованного товара. То есть необходимо больше и внимательнее работать как с клиентами, так и со своим оборотным капиталом.

Словом, у каждой отрасли — свои риски, но все они напрямую или косвенно обусловлены большей рыночной неопределенностью, возросшей сложностью прогнозирования и отсюда меньшей вероятностью реализации запланированного, удорожанием денежных ресурсов на финансовом рынке, нарушением платежеспособности из-за того, что подвел партнер и т.д. То есть всем тем, что является следствием неопределенности и недоверия…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter