Недоросли кормят репетиторов, или Почему дети не хотят учиться

«...А будзе йсцi навука туга, паможа бацькава папруга», – если верить классику Якубу Коласу, суровые нравы бытовали в белорусских семьях в начале прошлого века. Теперь в ходу куда более гуманные методы стимулирования успехов в учебе, и главный из них – нанять персонального учителя, репетитора.  

«...А будзе йсцi навука туга, паможа бацькава папруга», – если верить классику Якубу Коласу, суровые нравы бытовали в белорусских семьях в начале прошлого века. Теперь в ходу куда более гуманные методы стимулирования успехов в учебе, и главный из них – нанять персонального учителя, репетитора.

 

Репетиторство стало неотъемлемой частью процесса поступления в вуз достаточно давно. Состоятельные семьи прибегали к такому способу систематизации знаний еще в советские времена, даже несмотря на очень хорошую подготовку по профильным предметам. Но тогда репетитора обычно нанимали за пару месяцев до сдачи экзаменов, чтобы прояснить некоторые непонятные моменты, быстро пробежаться по программе, удостовериться, что не осталось белых пятен в знаниях. Теперешние учителя жалуются: ситуация усугубилась. Уже в пятом классе у многих учеников – по несколько репетиторов, причем зачастую ради индивидуальных занятий школьники прогуливают необходимые им для поступления предметы в школе. Про такое отношение рассказывают сильные наставники, которые сами подрабатывают репетиторами на дому.

Чаще всего такую ситуацию принято объяснять падением уровня школьного образования. Действительно, молодежь не хочет идти в учителя. Да и дипломированные педагоги стараются побыстрее уехать из мест распределения или же вовсе меняют профессию. Это еще можно было бы понять и объяснить происходящей глобальной агломерацией, если бы такое же положение не наблюдалось и в лучших школах страны, которые славятся победами на предметных олимпиадах. Повышение престижа труда учителя – отдельная проблема. Меня же удивляет другое. Многие педагоги, в свое время учившие меня, и перед которыми снимаю шляпу и при всем желании не смог бы обвинить в плохом преподавании, до сих пор работают. Но и их ученики абсолютно уверены: без репетитора поступить в вуз невозможно, потому что в школе ничему не учат.

Как это понимать? Те же учителя, тот же объем знаний, те же школы… Может, проблема в том, что ученики другие? Десять лет назад основная масса школьников к моменту выпуска достигала совершеннолетия. Они уже примерно представляли, чего хотят от жизни, знали, какой профессией хотят овладеть, поэтому упорно шли к своей цели. А среди современных абитуриентов шестнадцатилетние – не редкость. Поэтому и место для продолжения образования они редко выбирают осознанно, чаще наугад, в большинстве случаев решающее слово остается за родителями. Отсюда и снижение рвения к учебе. Нет мотивации. Мама хочет, чтобы сын непременно, как и она, стал врачом, а его от компьютера не оторвать. Вот и учится недоросль из-под палки. Тут хоть десять репетиторов нанимай, эффект будет тот же.

Еще один момент, который, на мой взгляд, поспособствовал ренессансу репетиторства – демографический спад. Две трети белорусских семей ограничиваются одним ребенком. Стремясь дать дитяти все лучшее, в том числе и образование, родители зачастую обращаются к услугам репетитора, даже когда в этом нет реальной необходимости. И тем самым совершают серьезную ошибку: подавляют инициативу. В современной школе немало времени отводится на самостоятельную работу. Каждый день необходимо делать домашние задания, отвечать на уроках. Даже если материал в учебнике изложен недостаточно понятно и не удается ничего вынести из объяснений учителя – проблема невелика. В свободном доступе в интернете выложены учебные пособия множества авторов и изданий, есть информация о том, какие из них лучше, – словом, созданы все условия. Но детей подсаживают на своеобразную иглу: они не учатся трудиться, привыкают брать разжеванные и готовые знания.

Резюмируя сказанное, отмечу: зачастую родители прибегают к индивидуальным урокам, но при этом считают, что репетитор не нужен, потому что абитуриент сможет поступить и так, или же что «платный учитель» не нужен, потому что все равно не поможет. В подтверждении первой ситуации мы убеждаемся после окончания каждой приемной кампании: когда берут интервью у «стобалльников», выясняется, что большинство из них готовились самостоятельно. Противоположные примеры не афишируются, однако, к сожалению, их гораздо больше. В университете от студентов-платников достаточно часто можно услышать жалобы, что они долго занимались с репетиторами, однако результат все равно получился незавидный.

Многие родители видят в частных уроках универсальное средство, которое дает гарантию поступления на престижную специальность, и недоумевают, когда их чадо после нескольких лет плотных занятий показывает достаточно скромные результаты на ЦТ. Мне кажется, роль занятий с репетиторами в процессе поступления изрядно переоценена. Да, подобные уроки порой дают неплохой результат, однако главное все же способности, прилежание и мотивация. Их не сможет дать ни один репетитор.

Заинтересовала статья? Пиши нам на zn@zn.by   с пометкой «Репетитор»


Иван Сюльжин, ассистент кафедры интеллектуальных систем Белгосуниверситета

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter