Я не был знаком с Белогуровым лично, но несколько раз видел его в компании известных, тогда еще молодых, а сегодня уже прославленных, обремененных званиями и всевозможными наградами художников. Эдуард хоть и приезжал в Минск из Бобруйска, но провинциалом не казался. К нему относились с уважением, как к равному.
Помню одну его работу очень ярко. Это было на республиканской выставке во Дворце искусства. Белогуров показал тогда «Портрет родителей». Грустная картина с изображением дорогих художнику людей. Она сильно напомнила удивительные портреты северного Возрождения. Неторопливое и внимательное рассматривание, вглядывание и точная фиксация всех подробностей. Беспристрастное созерцание, наполненное каким‑то щемящим чувством, но без излишней сентиментальности. Два пожилых человека, проживших долгую совместную жизнь, сидят за столом в своем доме. За окном холодный зимний пейзаж, а люди написаны тепло. Руки и лица отца и матери, как и каждая деталь этого полотна, говорят сами за себя. О прожитой нелегкой жизни, о войне, о детях. На столе раскрытый семейный альбом с черно‑белыми фотографиями. Родители сосредоточенно молчат, думая каждый о своем, но это свое — общее.
Помню, как долго я топтался у этого холста. Уходил, возвращался, завидовал тому, как можно просто и выразительно решить очень сложную тему. Кстати, своих родителей художники изображают довольно часто, но немногим удается переступить невидимую грань, за которой личное становится общим, понятным и волнующим каждого.
Жизнь Эдуарда Белогурова (1947 — 1998 гг.) оборвалась совершенно неожиданно, в пору, которую принято называть творческой зрелостью… В мастерской, на мольберте, остался недописанный холст.
Лучшие картины художника находятся в музеях и частных коллекциях, многие напечатаны в каталогах всевозможных выставок.
На черно‑белом снимке Евгения Коктыша художник Эдуард Белогуров выглядит грустным, словно предчувствует свое будущее.
stepan@sb.by