История одной фотографии известного белорусского художника Эдуарда Белогурова

Недописанный холст

Бывает так, что молодой, подающий большие надежды художник, получив диплом столичного вуза, отказывается от множества заманчивых предложений, берет и уезжает на свою малую родину. Так поступил Эдуард Белогуров. Многие, знавшие его, удивлялись и не понимали, пожимали плечами, разводили руками. Но через несколько лет все встало на свои места. 

ФОТО ЕВГЕНИЯ КОКТЫША.

Художнику надо было сосредоточиться, понять себя и определиться. В родном Бобруйске Эдуард Белогуров и стал самим собой. Обрел почерк, нашел свои темы, написал лучшие полотна. Те работы, по которым его помнят и сегодня, те, что представляли нашу республику на больших выставках: как всесоюзных, так и зарубежных. 

Я не был знаком с Белогуровым лично, но несколько раз видел его в компании известных, тогда еще молодых, а сегодня уже прославленных, обремененных званиями и всевозможными наградами художников. Эдуард хоть и приезжал в Минск из Бобруйска, но провинциалом не казался. К нему относились с уважением, как к равному.

Помню одну его работу очень ярко. Это было на республиканской выставке во Дворце искусства. Белогуров показал тогда «Портрет родителей». Грустная картина с изображением дорогих художнику людей. Она сильно напомнила удивительные портреты северного Возрождения. Неторопливое и внимательное рассматривание, вглядывание и точная фиксация всех подробностей. Беспристрастное созерцание, наполненное каким‑то щемящим чувством, но без излишней сентиментальности. Два пожилых человека, проживших долгую совместную жизнь, сидят за столом в своем доме. За окном холодный зимний пейзаж, а люди написаны тепло. Руки и лица отца и матери, как и каждая деталь этого полотна, говорят сами за себя. О прожитой нелегкой жизни, о войне, о детях. На столе раскрытый семейный альбом с черно‑белыми фотографиями. Родители сосредоточенно молчат, думая каждый о своем, но это свое — общее. 

Помню, как долго я топтался у этого холста. Уходил, возвращался, завидовал тому, как можно просто и выразительно решить очень сложную тему. Кстати, своих родителей художники изображают довольно часто, но немногим удается переступить невидимую грань, за которой личное становится общим, понятным и волнующим каждого.

Жизнь Эдуарда Белогурова (1947 — 1998 гг.) оборвалась совершенно неожиданно, в пору, которую принято называть творческой зрелостью… В мастерской, на мольберте, остался недописанный холст.

Лучшие картины художника находятся в музеях и частных коллекциях, многие напечатаны в каталогах всевозможных выставок.

На черно‑белом снимке Евгения Коктыша художник Эдуард Белогуров выглядит грустным, словно предчувствует свое будущее. 

stepan@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter