Наш корреспондент на себе прочувствовал, каково это, завалить дерево

Недопил лучше, чем перепил

После школы Виталий БОЛОТНИКОВ пробовал поступить в университет, однако набрать нужное количество баллов у него не получилось. Тогда уроженец деревни Сидоровичи, чтобы не терять время впустую, устроился вахтовым лесником в местное лесничество. Пилой орудовать умел еще с детства, да и труд на свежем воздухе как-то по-особенному привлекал. После срочной службы Виталий вернулся в родной лесхоз и так втянулся в работу, что решил здесь остаться насовсем, и вот уже 20 лет занимается любимым делом.



РАБОЧИЙ день вальщика начинается с прохождения предсменного освидетельствования и инструктажа по охране труда. Ответственное лицо (чаще всего это мастер леса) знакомит с техникой безопасности во время рубки опасных деревьев и распределяет работников на лесосеке согласно технологической карте. Перед тем как отправиться в лес, необходимо переодеться в спецодежду. Это шлем, оснащенный наушниками (чтобы спасаться от постоянного шума) и металлическим щитком (для защиты лица). Костюм, ткань которого способна при чрезвычайной ситуации не дать острым зубьям бензопилы достигнуть тела: они запутываются в специальных нитках. Плотные штаны с защитными накладками и мощные ботинки с металлическим носком. Экипировавшись как следует, выезжаем на место.

Первым делом на лесосеке необходимо убрать наиболее опасные деревья, представляющие угрозу для здоровья и жизни: гнилые, сухостойные, зависшие, ветровальные, буреломные и сломанные. Их определяют визуально. Например, понять, что дерево гнилое, можно по коре: внизу она полностью отслоившаяся. Когда такое находят, валочной вилкой проверяют на устойчивость: стоит крепко, значит, опасности не представляет. А вот если есть шанс падения — срочно нужно спилить.



— Это делают для того, чтобы уберечься от травмы во время основной валки. При падении обычное дерево может зацепить поврежденное, в результате оба станут неконтролируемыми. Оставлять их нельзя и потому, что мешают росту других, — объясняет Виталий Болотников.

Сегодня как раз санитарная рубка. Одно из главных ее отличий от заготовительной в том, что вместе с вальщиком на делянке должен работать помощник. Эту роль выполняет Сергей Будников. Его обязанность — находить подходящие для вырубки деревья и подстраховывать при валке. Выдвигаемся с Сергеем на поиски. Спустя две минуты его внимание привлекает высокая ель. Интересуюсь, почему именно она?



— Рядом с ней стоят ели, которые гораздо выше. Следовательно, эта считается отстающей в росте. Из-за того, что соседние своими кронами не дают проникать достаточному количеству солнечных лучей и влаги, эта ель дальше не будет развиваться. Нужно срубить ее сейчас, это позволит взять древесину лучшего качества, — поясняет Сергей.

Перед рубкой Виталий Болотников вместе с помощником подготавливает рабочее место. В радиусе 70 сантиметров убирают весь подрост и неликвидную массу (различные ветки и коряги), чтобы ни за что не зацепиться в процессе. Также вальщик должен предусмотреть два пути отхода на расстояние не менее 4 метров под углом 45 градусов, противоположным направлению валки, на случай, если дерево изменит изначальную траекторию падения. Буквально за минуту вокруг образуется небольшая полянка, после чего Виталий подходит к дереву с той стороны, куда оно будет падать, и делает под углом в 45 градусов запил. У прямых деревьев его глубина должна составлять четвертую часть диаметра, у наклоненных — третью. Для чего? Во-первых, это позволит чувствовать процесс рубки, а во-вторых, не даст стволу лопнуть в неподходящий момент. Дальше, только уже с обратной стороны, идет основной рез — как минимум на 2 сантиметра выше запила, чтобы дерево упало в нужном направлении. Но при этом необходимо оставить недопил: в зависимости от диаметра он может составлять от 2 до 4 сантиметров. Это позволяет задать определенную скорость и направление падению. Если этого не сделать, дерево становится абсолютно неконтролируемым и, например, при резком порыве ветра может упасть в другую сторону. Именно по этой причине недопил еще называют жизнью вальщика. Чтобы дерево наверняка рухнуло, куда надо, во время всех этих манипуляций помощник подталкивает его валочной вилкой.



— Мы в это время отходим на максимально безопасную позицию, чтобы при отскоке комля от земли нас не задело. Стараемся, чтобы сторонние факторы не повлияли на направление. Бездумно завалить может каждый. А вот правильно положить в нужную сторону — целая наука, которая подвластна только опытному вальщику. Поэтому важны навыки и сноровка. Они помогают чувствовать дерево и оперативно действовать по ситуации, — отмечает Виталий.

ПОСЛЕ того как дерево завалили, его нужно обработать: обсечь сучья и раскряжевать. Затем смотрят, что можно взять. Если древесина ровная, ее определяют как деловую. В нашем случае ствол кривой, поэтому пойдет на техническое сырье и часть на дрова. Конечный этап — погрузка и транспортировка. То, что нельзя продать (ветки и вершину — порубочные остатки), сжигается на месте.

За день в среднем Виталий Болотников валит около 50 деревьев.

— Но все зависит от характера рубки, делянки и диаметра деревьев, — объясняет вальщик. — Когда они маленькие, то, разумеется, на одно тратишь гораздо меньше времени и в день рубишь больше. Когда ствол толстый, то приходится повозиться. В среднем на обработку одного дерева уходит от 5 до 10 минут. На каждую лесосеку своя дневная норма. Сегодня, например, нужно сделать 12 кубов. В одном дереве при диаметре ствола 28 сантиметров примерно полкуба, вот и считайте, сколько за день нужно срубить.



Обычно на стандартную лесосеку, не превышающую гектара, уходит два дня. Из-за нашествия короедов увеличивается количество санитарных рубок. Без работы, говорит Виталий, не останешься:

— Раньше ходили по лесу и выбирали поврежденное дерево, а сейчас иногда их десятками на одной поляне приходится вырубать. Из-за уменьшения влаги и опускания грунтовых вод деревья ослаблены, и на них нападают вредители.

Несмотря на сложности, Виталий ценит свою профессию и менять ее не хочет:

— Наверное, каждый из нас мечтал стать кем-то другим. Признаюсь, и у меня такие мысли были, но, когда приходил на работу, полностью от них отключался и старался выполнить свое дело качественно. Тут ведь важно выбрать отношение. Пессимист скажет, что это сложный и опасный труд. А оптимист — что кругом природа плюс помощь леса. Я стараюсь придерживаться положительного настроя, поэтому и работаю с удовольствием.

banny@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter