Установить «колыбели жизни» в Беларуси просит... прокуратура

Недетский вопрос

«Окна надежды», «колыбель жизни», «коробка для ребенка» – так в разных странах называют беби-боксы. В Беларуси вопрос об их установке обсуждается с 2009 года. Звучит удивительно, но одними из первых ввести эту систему в стране предложили не церковь, не общественные многочисленные фонды и организации, а Генеральная прокуратура.

В роддомах Беларуси в последние годы все меньше детей, которых оставляют матери.
Если в 2002 году было 525 случаев, то в 2015 году – уже 144

– Как показывает жизнь, уголовное преследование матерей за убийство новорожденного или усиление ответственности за содеянное существенно не могут изменить ситуацию. Поэтому мы считаем, что формирование в стране системы беби-боксов или их аналогов – необходимая мера, – считает заместитель начальника управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Алексей Подвойский. – К тому же проблем с усыновлением новорожденных в нашей стране практически нет – белорусские семьи охотно берут малышей, обычно в течение года у них точно появляются новые родители.

Прозвучали и мнения против. Чиновники считали, что если создать спецприемники, подкидышей станет больше из-за того, что родители почувствуют свою безответственность.

– Они могут дать обратный эффект, – высказывала в свое время свою точку зрения бывшая главный акушер-гинеколог Минздрава Светлана Сорока. Если мы предоставим женщинам такую индульгенцию, освободим от всякой ответственности, то не получим ли взамен огромное количество отказников?

Еще довод против: идея «окон надежды» противоречит положениям Декрета № 18, по которому в стране запрещено уклоняться от содержания собственного ребенка. Отказываешься – возмещай деньги, что потратит государство.

Точку в спорах поставила министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина, высказавшись от имени государства:

– Создавая упрощенную возможность отказа от детей, мы одновременно создаем условия для безответственного поведения родителей, девальвируем само понятие материнства и отцовства. Ребенок – не игрушка, которую захотел – приобрел, раздумал – сдал.

Для экстренных случаев


Уровень детской смертности в Беларуси низкий, а уж убийства младенцев – случаи вопиющие и единичные. В женских консультациях ведется учет будущих мам. Но бытовые сценарии шире наших правильных представлений: у женщин бывают и послеродовая депрессия, и неприятности в семье, и проблемы с психикой, наконец. Каждая трагедия будоражит общественность, заставляет вернуться к теме права ребенка на жизнь.

Самый последний случай, после которого в Беларуси снова заговорили о том, что нужны беби-боксы, произошел 21 сентября. Молодая женщина, у которой уже был ребенок, тайно родила дома и… выбросила новорожденную в мусоропровод. При падении с седьмого этажа малышка получила многочисленные травмы. Выжила! Благодаря тому, что соседи услышали плач и быстро вызвали «скорую». Маму нашли быстро. Следствие разбирается, что толкнуло ее на преступление. Точно известно, что беременность женщина скрывала и заранее планировала избавиться от ребенка.

«Если бы в городе были «детоприемники», отнесла бы новорожденную туда, не довела бы до трагедии», – это стало главной темой дискуссий на радио, ТВ, в газетах и на различных интернет-площадках. Защитники идеи беби-боксов приводили в пример опыт других стран, в том числе и России. Общественные деятели пообещали заняться этим вопросом. Правда, до законодательной инициативы дело пока не дошло.

– Сейчас в роддомах бывают случаи отказов матерей от младенцев. Но в документах есть данные о ней. Необходим принцип конфиденциальности, когда информация о личности сохраняется, но не разглашается, – считает заместитель начальника управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Алексей Подвойский.

Руководитель центра поддержки семьи и материнства «Мaтуля» Вероника Сердюк:

– Все, что работает на жизнь, должно приветствоваться! Пока мы обсуждаем судьбу беби-боксов, нежеланные детки находят последний приют в оврагах и на свалках.

Это сейчас слово новомодное – «беби-боксы». Но они существует много веков. Вспомните, и раньше были подобные при монастырях. Когда там тайно оставляли ребенка, никто не дискутировал. Верующие люди, не размышляя, спасали Богом данную жизнь.

Для начала нужно понять, кто отказывается от новорожденного. Это могут быть вполне нормальные женщины, внезапно оказавшиеся в кризисной ситуации. Например, прямо перед родами бросил муж, умер родственник или выгнали на улицу из общежития. Пути преодоления отказов разные. Я бы ввела обязательные предродовые курсы, предупреждение женщин о возможном временном расстройстве психики после родов. К группе риска можно прикрепить специально подготовленных соцработников.

Председатель правления “Совета отцов Гомеля” Сергей Бычков:

– Тот факт, что ребенка можно безнаказанно бросить, будет плодить людей, желающих это сделать. По-моему, это и происходит в России, поэтому пока я против беби-боксов. Думаю, в Беларуси они вообще не будут работать, потому что женконсультации хорошо ведут учет. Бросающие своих детей вычисляются очень быстро. Если уж человек в крайнем случае вынужден отказаться от ребенка, то пусть платит алименты госучреждению, которое взяло малыша.

Читайте также: В России готовят закон, запрещающий спецприемники для детей-отказников

КАК В ДРУГИХ СТРАНАХ

  • В США вместо беби-боксов ввели понятие «тихая гавань». Это госпитали и пожарные части, где можно анонимно отказаться от младенца.

  • В Германии первые «окна жизни» появились в 1999-м. Сейчас их более ста штук, но закона о них пока, как и в России, нет. По статистике, количество убийств матерями своих детей с тех пор не снизилось.

  • Голландия и Великобритания ввели уголовную ответственность для родителей подкидышей.

  • В ЮАР меньше чем за год в первое в стране «окно жизни» подбросили 96 детей.

  • В Пакистане местные аналоги помогли спасти 16 тысяч детей.

Автор публикации: Василий МАЛАШЕНКОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter