Будущая неделя практически заканчивает март, мы все ближе к середине календарной весны, к периоду весеннего равноденствия, а православные верующие — и к моменту под названием «сярэднепосцце», или «хрэсцы», или «прапалоўны дзень»: он как раз приходится на среду будущей недели — 25 марта.
Такая среда «ломiць» пост пополам. Раньше, если день приходился на «маладзiковую» фазу Луны, он считался «спрыяльным» для закладки «хаты» или печки. Но по средам не начинали посевную, не собирались в дальнюю дорогу, не шли свататься, не приступали к побелке печки, не купали детей; беспокоились, что поросята, родившиеся в среду, могут быть подвержены различным заболеваниям и потребуют особого ухода. Можно вспомнить, что всегда особо почитались первая среда после Троицы — «гаравая» — и четвертая после Пасхи. К тому же у православных христиан среда — еженедельный постный день наряду с пятницей.
В Беларуси почти во всех регионах на «сярэднепосцце» хозяйки выпекали небольшие булочки — так называемые «цясткi»: в форме «крыжоў», отчего их называли «храсты», «хрэшчыкi», и в виде различных «гаспадарчых прылад працы» — «плужок» мог достаться главе семейства, «пуга» или хлыстик предназначался младшему из сыновей, чтобы он помогал подгонять коня, для «дачушак» — «кросны». То есть каждому — в соответствии с его главным занятием. Несколько «хрэшчыкаў» прятали за образами, на «бажнiцы», которую у нас также называли «багоўняй» или «кiвотам», — в деревянную «шафку» или на «палiчку», иногда застекленную, прямоугольной или треугольной формы. Ее часто отделывали резьбой, росписью, декоративными металлическими окладами, украшали «ручнiкамi» и «выцiнанкамi» (вырезанными из бумаги кружевными салфетками). Такие «бажнiцы» крепили в доме на «покуцi», но бывало, что и в клети, в гумне, так как там крестьянин проводил значительную часть своего времени за работой. Понятие «бажнiца» применялось и по отношению к тому месту, где совершали молитву: небольшому иконостасу в светлице, к часовенке, кресту или распятию на перепутье. «Хрэшчыкi» лежали за иконами на протяжении всего года и использовались членами семьи по самым разным поводам: в начале полевых работ, при первой борозде, при севе, в день первого выгона домашнего скота на пастбище весной, во время грозы, града, при пожаре, при необходимости отогнать эпидемии и другие напасти: в народе существовало поверье, что «хрэшчыкi» оберегают человека от всего «лiхога».
В народе говорили: «У сераду не смейся, а ў пятнiцу не плач».Весна — время чудесное, наполненное ожиданием тепла, расцвета природы, но и одновременно сложное — переходное, пограничное: после зимних холодов людям не хватает витаминов, животным — кормов, часто случаются болезни, «паморкi i эпiдэмii». С самых давних времен в особо сложных, критических ситуациях для защиты от бед наши предки проводили обряд «абворвання», когда вокруг деревни распахивалась особая борозда, призванная, например, стать защитным барьером от распространяющейся эпидемии. «Абворванне» могли проводить тайно, в полночь или рано утром до восхода солнца. Сельчане, если знали, что состоится «абворванне», обязательно закрывали ставни на окнах, двери и ворота. По дороге участникам обряда никто не должен был попасться навстречу. Обычно обряд проводили женщины — вдовы или вековухи: именно они впрягались в борону. Часто впереди процессии несли икону. В некоторых местах в борону впрягали пару волов. В ХХ веке этот редкий обряд происходил на лошадях и даже на… тракторах. Своеобразным аналогом обрядового круга можно считать вспаханную пограничную полосу. Известно, что в годы Великой Отечественной войны, в период гитлеровской оккупации, в некоторых местах женщины проводили подобное «абворванне» своих деревень. Иногда это действительно отпугивало захватчиков, они не заходили в деревню: боялись, что там может быть тиф или еще что‑нибудь заразное. Получалось по поговорке: защищаемое тобою защитит тебя.