Неделовая переписка прекращается

Когда писать министру? Когда потек кран или когда подчиненные чиновника отказались исправить поломку?Воспоминания о советских временах обычно отдают пронафталиненной ностальгией, но в данном контексте повод оглянуться в прошлое более чем уместен. Чтобы вспомнить стройную систему “работы с гражданами”, суть которой заключалась в многоуровневой ответственности. Если, скажем, в ЖЭСе на звонки о протекающем кране или холодной, как айсберг, батарее утомленный у калорифера диспетчер реагировал, как загорающий на муху, то у любого страждущего справедливости под рукой всегда была пара спасительных телефонных номеров. Можно было также пойти в партком или послать письмо в газету, публикация в которой едкого фельетона могла привести к “далеко идущим выводам”.

Потом все это растворилось в суровых буднях переходного момента. Хотя любая власть кровно заинтересована в решении проблем, с которыми сталкиваются в своей повседневной жизни граждане. Это основа основ общества. Ведь граждане — это избиратели, которые голосуют на выборах за ту или иную политическую силу. К тому же существование многоканальной связи в обществе позволяет своевременно определять “слабые звенья” и оперативно вмешиваться в негативный процесс, не доводя дело до серьезного социального обострения.
Началом наведения элементарного порядка можно считать середину 90-х годов прошлого века. Именно тогда появился закон об обращениях граждан. Руководителям предприятий и организаций было предписано реагировать на “сигналы” с мест, причем в форме конкретных дел.
Вообще, в совершенствовании государственного управления лежит простое понимание личности как таковой и личности начальника в частности.
 Безусловно, есть служащие, которые и безо всяких предписаний откликаются на чужие беды как на собственные. Однако есть (и всегда было) и немало тех, кто на всякого просителя смотрит, как на бейсбольный мячик, который надо отфутболить как можно дальше от себя. Взывать к служебному долгу в таких случаях все равно что стучаться в закрытую дверь.
Власть начинается с контроля. Поэтому в Беларуси несколько лет назад было решено вернуться и к практике использования в магазинах, больницах, поликлиниках, киосках “книг жалоб и предложений”. Этот шаг был направлен на выстраивание более справедливых отношений между покупателем и продавцом, пациентом и врачом, парикмахером и клиентом. Эта тема получила развитие в Директиве Президента от 27 декабря 2006 года № 2 “О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата”.
И вот на днях глава государства подписал очередной Указ “О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц”. В чем суть таких мер? В том, что сегодня нередко еще человек по поводу отсутствия воды в кране пишет чуть ли не самому Богу. Но потом письмо “сверху” спускается по инстанциям “вниз”, а затем ответы по восходящей дублируются вновь по всем инстанциям. На все это, понятно, надо человеко-часы, а в итоге — несмотря на видимость кипучей деятельности отдельных ведомств, весь их пыл превращается в бумажную пыль.
Впрочем, и сегодня шлюз для обращений в самые высокие инстанции отнюдь не закрывается. Однако там будут рассматривать лишь те вопросы, решение которых в “первом круге” оказалось безрезультатным. Причем вопрос может быть рассмотрен так, что “отказнику” мало не покажется. Как записано в указе, “вплоть до освобождения от занимаемой должности”.
Хотя можно согласиться с некоторыми читателями, позвонившими в нашу газету, что самым сложным будет именно контроль за действиями руководителей. Но и здесь есть простой критерий оценки их работы — поток обращений в вышестоящие инстанции.
В любом случае пирамиду необходимо перевернуть. И сейчас, когда дано больше прав Советам и исполкомам, когда жилкомхозы получили возможность самостоятельно определять свою экономическую политику и оставлять себе весьма существенную часть финансов, — самое время.
Нынешний указ — это еще не конечная эффектная точка в деле дебюрократизации. Впереди — работа над проектом закона о комплексном регулировании порядка рассмотрения обращений. На его подготовку отводится шесть месяцев.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter