Небутафорское чудо

Рейтинг рождественских выставок

Рейтинг рождественских выставок


Старый анекдот про «неправильные» елочные игрушки, которые блестят, но не радуют (его еще так любит цитировать в своих интервью известный писатель Лукьяненко), актуален, конечно, не только в канун новогодних праздников. Но именно в рождественские дни всем нам, даже самым мудрым и циничным, так отчаянно хочется одного и того же — волшебной праздничной эйфории, когда, освободившись от забот, так легко поверить, что счастье — это не абстрактная категория и что–то светлое, хорошее вот–вот случится и с тобой... Недаром рождественские праздники действуют на человека, как сильнейшие нервные стимуляторы, — специалисты по нейромаркетингу, например, даже утверждают, что запах хвои и мандаринов в разы повышает наше желание совершать покупки. Причем в любое время года (в европейских гипермаркетах, кстати, уже активно пользуются этим советом). Все, все из детства: мандарины, елка, предвкушение сказки... Но ни количество дензнаков в кошельке, ни ряженые Деды Морозы, рекламирующие в витринах счастье по сходной цене, никакого отношения к чуду не имеют. На его поиски нужно отправляться не в магазины, а в места совсем иные. Сакральные...


В Минске сейчас что ни день, то рождественский вернисаж. На мой взгляд, анализировать такие выставки с точки зрения искусствоведа — затея бессмысленная и вредная. Ну кому сейчас интересно оценивать степень новаторства или удельный вес китча в произведении того или иного автора? Другое дело — попытаться составить рейтинг рождественских чудес...


В Национальном художественном музее на днях открылась персональная выставка экстравагантного Андрея Смоляка, прославившегося не только портретами белорусского и заграничного бомонда, но и безапелляционными высказываниями в свой адрес: мол, я гений, прочь сомнения и так далее в том же духе. На вернисаже были, без преувеличения, все: и высокие гости, и цирковые артисты, даже Анжелика Агурбаш приехала из Москвы с песней специально для Андрея. Только что Филиппа Киркорова не было — зато его небезызвестный портрет на осле под туманным названием «Путешествие на убывающую луну» можно лицезреть сейчас без помех. Вместе с портретами Евгения Крыжановского, Эдуарда Ханка, многочисленными автопортретами самого Смоляка и сотней других гламурных и хорошо распиаренных полотен. Для гостей вернисажа — популярных белорусских артистов, телеведущих и прочих светских персон — открытие этой выставки под «программным» названием «Карнавал» стало своеобразным «корпоративом» накануне Нового года, где они смогли увидеться в неформальной обстановке, а под занавес принять «душ» из золотой фольги. Но когда гости и главный двигатель праздника Андрей Смоляк разошлись по домам, тут же закончился и весь «Карнавал», оставив по себе только слабое эхо...


Выставка «Дебют–2008» во Дворце искусств — явление принципиально другое. Глаза кислотно–зеленого гуманоида с полотна Александра Некрашевича «Тюнинг» застревают в памяти крепче, нежели легкомысленные цветные пятна какого–нибудь «Карнавала» (а эти глаза гарантированно будут первым, что вы здесь увидите). Да и в целом это очень любопытно хотя бы потому, что практически неизвестно. Творчество поколения 30–летних в современном белорусском искусстве — заповедная терра инкогнита, шанс исследовать которую почти так же призрачен, как и в случае с Марсом, приближающимся к Земле раз в несколько лет. Такие выставки — огромная редкость, пропустить грешно, ведь следующей встречи с повзрослевшими, но все еще молодыми художниками (возраст в искусстве, как известно, понятие более растяжимое, нежели паспортные данные) придется ждать, не исключено, еще лет 5... Вдобавок своими многочисленными Дон Кихотами, заснеженными натюрмортами и вечно юными Ассоль эта выставка вполне способна добавить немного солнца в холодные декабрьские лужи. И даже души...


Однако самое непосредственное ощущение чуда приготовил в эти дни Музей истории белорусской литературы. Выставка «Образы и подобия» — это не только знаменитые куклы Анны Балаш, ставшие для меня такой же приметой рождественского Минска, как и усиленная иллюминация на его улицах. Но если к уличной подсветке легко привыкнуть, то куклы Балаш каждый год предлагают новые, все более изысканные игры в ассоциации. Идите в музей вечером, когда стемнеет, — в полумраке выставочного зала причудливо освещенные фонарями Троицкого предместья эти куклы меньше всего похожи на чьи–то «образы» или «подобия». Тогда они, гостьи из другого, волшебного мира, способные видеть с закрытыми глазами и выглядеть роскошно даже в потрепанных временем нарядах и с запутавшимися в волосах перьями экзотических птиц, кажутся порой более настоящими, чем гости выставки. «Как чья–то непрожитая личная жизнь», — уточняет фотограф Даниил Парнюк, соавтор проекта «Образы и подобия». Возможно, моя или ваша?..


Если же вы последуете моему совету преодолеть временные транспортные неудобства и вместе с детьми заглянуть в детскую библиотеку имени Островского по проспекту Газеты «Правда», будете благодарны весь год! На прошлой неделе шведский музей «Юнибакен» подарил библиотеке интерактивную выставку «Карлсон на крыше». Теперь там можно прокатиться со стокгольмских крыш, «пожить» в домике Малыша, окно которого выходит (и выводит) на ту самую крышу, где обосновался «самый лучший в мире Карлсон». А можно и в домик Астрид Линдгрен заглянуть... Поразительно, но в точности так я и представляла свой визит к Карлсону 30 лет назад! Конечно, невозможно сравнивать это и, к примеру, выставку в художественном музее. Однако в списке рождественских чудес «Карлсон на крыше» точно не на последнем месте. И, в конце концов, создать небутафорское чудо — большое искусство...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter