Небо выбрало нас

Легко ли стать летчиком- истребителем, и что больше всего ценится в авиации

Легко ли стать летчиком- истребителем, и что больше всего ценится в авиации

Профессия военного летчика, пожалуй, одна из самых романтичных и мужественных. Это та сфера, где мужчина может сполна проявить свои лучшие качества. Недаром военно-воздушные силы называют элитой армии, а это звание дорогого стоит. В преддверии Дня защитников Отечества корреспонденты «НГ» побывали в одной из лучших воинских частей – на 61-й истребительной авиабазе в Барановичах, чтобы узнать, кто и как защищает сегодня воздушное пространство страны.  

Особенный день

“Дежурное звено в воздух!” — лаконично скомандовал по рации командир авиабазы Александр Потехин. Считанные минуты на сборы, и вот крылатый красавец МиГ-29 БМ аккуратно выруливает на взлетно-посадочную полосу. Еще несколько секунд — и грозная машина, легко оторвавшись от бетонки, стремительно набирает высоту, постепенно превращаясь в едва различимую точку на небосводе. Сколько раз наблюдал эту картину, но каждый взлет как будто первый: зрелище и впрямь впечатляет. Впрочем, что уж говорить о сторонних наблюдателях, если для самих летчиков, на счету которых сотни и тысячи вылетов, день полетов всегда особенный. “Последние два года летаем каждую неделю, — рассказывает заместитель командира авиаэскадрильи майор Андрей Плехневич. — Кроме того, в любую погоду и в любое время суток в полной боевой готовности несет боевое дежурство звено истребителей.

Чтобы поднять по тревоге самолет в воздух, требуется меньше десяти минут. К слову, до государственной границы МиГ долетает примерно за двенадцать минут. “Этого времени достаточно, чтобы выполнить любую задачу по охране воздушных границ”, — уверяет майор. Приблизившись к цели, пилоты могут принудить нарушителя к посадке, а могут и оружие применить — все зависит от конкретной ситуации. К счастью, пока дело до этого не доходило, однако в мастерстве белорусских летчиков сомневаться не приходится, что продемонстрировали и учения на российском полигоне Ашулук, где наши ребята безупречно выполнили пуски управляемых ракет по мишеням, а также провели воздушный “бой” на малых высотах против звена самолетов Российской Федерации.

Без права на ошибку

Но даже для самого опытного аса покорение воздушной стихии начинается во вполне земных условиях. Нам показали современный тренажерный комплекс, который имитирует любые погодные условия и условия полета, турбулентность, обледенение и прочие нестандартные ситуации. В небе может случиться всякое, вплоть до отказа двигателя или прочих систем, и тут действия пилота должны быть доведены до автоматизма. “Накануне перед вылетом каждый летчик обязательно должен в деталях отработать полетное задание на тренажере, в том числе стрельбу по воздушным и наземным целям, — вводит в курс дела Андрей Плехневич. — Есть даже такой тренаж, когда пилот с закрытыми глазами должен отыскать нужный переключатель или прибор. А их в кабине столько, что в глазах рябит”.

В кабине точной копии МиГ-29 создается компьютерная модель полета, которая в режиме реального времени проецируется на огромном экране прямо перед глазами “виртуального” пилота. Рядом за его действиями наблюдает инструктор, во власти которого “изменить” погоду, создать аварийную ситуацию и так далее, чтобы даже в самом критическом положении летчик мог безошибочно оценить обстановку и принять верное решение.

Находящийся на тренажере командир звена майор Андрей Рогов (на фото) выходит на полный форсаж и внезапно делает вираж, а затем выполняет петлю Нестерова. Даже просто глядя в этот момент на экран, нетренированный человек испытывает головокружение. А ведь в реальном полете при выполнении таких элементов ко всем сложностям добавляются колоссальные перегрузки. Допустим, вас информируют: “Перегрузка пять!”. Это значит, что на летчика весом в восемьдесят килограммов давит сила, равная четыремста килограммам!

Что в меню у пилота

Естественно, для такой службы требования к здоровью самые жесткие: давление 120 на 80, тренированный вестибулярный аппарат, недюжинная выносливость и быстрота реакции. Дважды в год весь летный состав обязан пройти строгую медкомиссию и сдать тесты на физподготовку. Ей в межполетное время особое внимание: бег на лыжах, футбол, занятия в тренажерном зале. А еще в список обязательных занятий входят прыжки с парашютом, тренировки в работе с аварийно-спасательным снаряжением и многое другое.

При столь серьезных нагрузках и питание соответствующее. Заходим в столовую, где нам на выбор предлагают разнообразные закуски, рассольник, картофельный и грибной супы, курицу, говядину, картофельное пюре, гречку, свежую выпечку, компот. Все по-домашнему вкусно и сытно. В рационе летного состава всегда свежие овощи, соки, молочные продукты, сыр, творог. Ежедневное меню включает в себя шоколад и сгущенку. От предложения пообедать невозможно отказаться.

Есть только МиГ...

Летчики — народ суеверный, перед вылетом стараются не звонить родным, отказываются от фото- и видеосъемок. Полеты в облаках, на малых высотах, маневренный воздушный бой, стрельба по мишеням — все это требует максимальной собранности, концентрации внимания и дисциплинированности. “Профессионализм, честность и доверие друг другу больше всего ценятся в авиации, — рассказывает Андрей Плехневич. — Да, самолет МиГ-29 — машина очень надежная, умная, маневренная. Среди коллег даже распространена поговорка: мол, самолет сам летит, ты ему только не мешай. Но это, конечно, всего лишь шутка. На деле во время полета летчик выполняет более тысячи разных операций. А чтобы все прошло удачно, нам помогают десятки специалистов: техники, инженеры, диспетчеры. Их опыт и мастерство порой имеют решающее значение в экстремальных ситуациях. И за это им отдельное спасибо”.

Сегодня на авиабазе достойно несут службу Алексей Сорокин, Владимир Ситник, Александр Родионов, Дмитрий Михайлов и многие другие. Все они искренне любят свою профессию, честно выполняют свой воинский долг, и каждого из них можно назвать Защитником с большой буквы. Их семьи по праву гордятся своими мужьями и отцами. А пятилетний сын Андрея Плехневича Даниил уже точно знает, что будет военным летчиком-истребителем. Как папа!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter