Георгий Тараторкин.
Он родился в Ленинграде зимой 1945-го: разоренный, вымерший, измученный город кое-как возвращался к жизни. Отец-фронтовик после скитаний дорогами войны тяжело болел — умер от туберкулеза, когда Георгию Тараторкину было всего семь лет. Двоих детей — Юру, как всю жизнь его называли домашние, и Веру — воспитывала мать, выбивавшаяся из сил, чтобы сделать их полуголодное и трудное детство счастливым: трудилась на нескольких работах и при этом выкраивала деньги на билеты в Мариинский театр, в филармонию — на галерку, на самые дешевые места. А Юра, тяжело переживавший смерть отца, взял на себя изрядную часть домашних хлопот, чтобы облегчить жизнь матери.
Тараторкин с детства полюбил театр, но себя видел не актером — школьным учителем. И только к окончанию школы задумался о сцене. Но пройти пробы в студию при ТЮЗе постеснялся — устроился в театр осветителем. Там худощавого парня с огромными глазами, манерами аристократа и тонким, интеллигентным лицом заметил худрук Зиновий Корогодский. Он и дал будущему известному актеру путевку на сцену и в студию — экзамены тот выдержал, пробившись сквозь конкурс в 100 человек на место. Хотя сам Тараторкин вспоминал, что был «закрепощен, заштукатурен и закомплексован», талант Корогодского был в том, чтобы суметь разглядеть потенциал будущего артиста. В Ленинградском ТЮЗе он прослужил с 1966 по 1974 год, играя центральные роли в спектаклях Корогодского — Гамлета, Бориса Годунова, лейтенанта Шмидта…
Режиссер Лев Кулиджанов, взявшийся снимать «Преступление и наказание» по роману Достоевского, на роль следователя Порфирия Петровича утвердил уже знаменитого Иннокентия Смоктуновского. Но кто сыграет Раскольникова? Перебирались десятки кандидатов, все было не то и не так. Тараторкин в это время лежал в больнице — тяжело болел, у 22-летнего артиста отнималась нога, врачи подозревали гангрену, речь шла об ампутации. Там, на больничной койке, его и сфотографировала подруга, актриса Ольга Волкова: «Ты сейчас как раз со щетиной, глаза больные, воспаленные, вид безумный…» Увидев портрет, режиссер сказал: другого Раскольникова ему не нужно. И… Тараторкин мгновенно выздоровел, распухшая нога резко пришла в норму, из госпиталя он вышел с палочкой, но на своих двоих, поразив врачей, — и поехал в Москву на пробы. Казалось бы, молодому, начинающему артисту предложили на блюдечке счастливый билет — Кулиджанов рвался его снимать, но зашла речь о переезде. Тараторкин подумал — и отказался: не может подвести своего учителя Корогодского и бросить ТЮЗ и спектакли. Тогда два мэтра пообщались между собой и составили расписание: всю неделю актер был на съемках в Москве, а на выходные мчался в Ленинград играть свои спектакли.
«Преступление и наказание» сделало Георгия Тараторкина знаменитым на весь СССР. В 25 лет он получил за роль Раскольникова Госпремию РСФСР имени братьев Васильевых — вместе с Иннокентием Смоктуновским. К слову, во время съемок в Москве познакомился с молодой актрисой Екатериной Марковой — и потом ездил к ней из Ленинграда, когда она приступила к работе над ролью Лизы Четвертак в фильме «А зори здесь тихие…». Они поженились, но несколько лет так и жили на два города, проводя время по поездам. Все устроилось, когда родился сын Филипп: режиссер Юрий Завадский пригласил Тараторкина в театр имени Моссовета, на роль… Раскольникова, кого же еще. А потом актер играл в спектаклях и по другим произведениям Достоевского — Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых», Ставрогина в «Бесах». Обзавелся толпами восторженных поклонниц, которые в голос твердили: для героев Достоевского лучше Тараторкина не найти! В кино с участием Тараторкина мы помним прекрасные фильмы — «Чисто английское убийство», «Маленькие трагедии», «Богач, бедняк». В 1990-е актер остался востребованным как в большом кино, так и в многосерийных проектах: «Дюба-дюба», «Спас под березами», «Не родись красивой», «С чего начинается Родина», «Таинственная страсть»…
До последнего выходил на сцену, возглавлял театральную премию «Золотая маска», воспитывал молодых актеров во ВГИКе. Но на первом месте для него всегда был театр.