Небо в алмазах

Белорусские геологи нашли в 1,5 раза больше нефти, чем планировалиЕсть ли в Беларуси месторождения природного газа? Где искать золото и алмазы? Возможно ли открытие новых месторождений нефти? Независимость от поставщиков сырья в кризис актуальна как никогда. На страницах “НГ” ученые рассказывают о последних открытиях в области геологической науки и планах на ближайший год.

Спешу разочаровать охотников за сокровищами: по словам главного геолога по твердым полезным ископаемым, заместителя директора РУП “Белгеология” Олега Моха, месторождений с промышленными запасами золота и алмазов в Беларуси пока не открыто. Несмотря на то что конкретных объектов, на которых можно было бы проводить предварительную и детальную разведку, не обнаружено, поиски продолжаются.  В частности, геологоразведочные работы по поиску кимберлитовых алмазоносных трубок будут организованы в 2009 году в Гомельском районе. Поиск месторождений алмазов проводится на основе специальной карты потенциально алмазоносных районов. Алмазы уже искали в районе Жлобина и Рогачева, сегодня среди перспективных ученые называют Витебский гранулитовый массив, а также участок на линии Наровля—Кричев.
Перед тем как организовать поиск алмазов в определенном регионе страны, проводится целый комплекс научных исследований. Сначала на потенциально алмазоносных территориях с помощью аэромагнитной съемки фиксируются магнитные аномалии на местности. Затем ученые определяют их природу, передают данные геологам, после чего и начинается непосредственно разведка алмазов. Используются также современные аэрокосмические методы исследований, чтобы выявить те перспективные области, на которых будут сосредоточены дорогостоящие наземные работы. Пока белорусские ученые получают результаты аэрокосмической съемки через российских операторов, однако есть надежда, что уже в следующем году у них появится возможность использовать информацию с белорусского космического аппарата.
Алмазы образуются в верхних частях мантии земной коры и выносятся на поверхность кимберлитовыми трубками (трубками взрыва). Мировой опыт показывает, что из 100 обследованных трубок взрыва лишь одна оказывается алмазоносной. Однако если ее обнаружат, окупаются все средства, затраченные на поиск. Поэтому продолжение работ предусматривается Государственной программой геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Беларуси на 2006—2010 годы и на период до 2020 года.
Главный научный сотрудник Белорусского научно-исследовательского геологоразведочного института (БелНИГРИ), академик НАН Беларуси Анатолий Махнач поделился мнением, что в кристаллическом фундаменте в приграничных с Литвой и Польшей районах Беларуси могут находиться пока неразведанные запасы железной руды. Ученый добавил, что в ближайшее время будут изучены возможности добычи в Брестской области базальта. Этот вид полезного ископаемого применяется для изготовления минеральных волокон и ваты. Есть вероятность обнаружения в Брестской области и месторождения меди. Геологи пытались также найти месторождения янтаря, однако промышленных запасов этого минерала пока не обнаружено.
Гораздо более успешными в прошлом году оказались поиски нефти. В результате поисково-разведочных работ было открыто два новых месторождения в Припятском прогибе и новые залежи ценного ресурса на Ново-Кореневском, Восточно-Первомайском и Москвичевском месторождениях. Прирост промышленных запасов нефти в 2008 году составил 1 миллион 565 тысяч тонн при плане 950 тысяч тонн. Белорусские геологи буквально “вгрызались” в землю: глубина самой глубокой в стране нефтеперспективной скважины достигла 5553 метров. Космическая информация на основе компьютерной обработки мультизональных снимков и их анализа активно использовалась при поиске углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых.
Есть ли в нашей стране запасы природного газа? По словам первого заместителя директора РУП “Белорусский научно-исследовательский геолого-разведочный институт” Александра Лобова, сегодня в Беларуси существует несколько газоконденсатных месторождений, которые разрабатываются производственным объединением “Белоруснефть”. Работы по поиску газовых месторождений в Беларуси проводятся, но пока промышленных запасов газа в Беларуси не обнаружено. “С выходом геологов на более глубокие участки Припятского прогиба, где сконцентрирована основная нефтедобыча, возможно, такие месторождения будут найдены, — прогнозирует специалист. — Даже на открытых месторождениях — Западноалександровском и Красносельском — добывается большое количество попутного газа, который перерабатывается в Речице и используется в народном хозяйстве”. Геологоразведочные работы по поиску газовых залежей ведутся как в Припятском прогибе, так и в Оршанской впадине. Под Оршей ученые неоднократно сталкивались с газо-проявлениями и не исключают возможности найти на глубине 4—5 километров газовые месторождения.
В этом году геологов ждет не менее напряженная работа, чем в прошлом. Для реализации заданий государственной программы необходимо “прирастить” запасы нефти на 950 тысяч тонн, мела для цементной промышленности — на 815 миллионов тонн, мергеля — на 350 миллионов тонн, песчано-гравийной смеси — на 3 миллиона кубометров. От этого во многом зависит будущее нашей промышленности, энергетическая безопасность, а значит, и благополучие всех жителей Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter