Небо. Самолет. Девушки

Бортпроводникам на рабочем месте некогда летать в облаках

Бортпроводникам на рабочем месте некогда летать в облаках

Они не покупают билеты на самолет, но летают чаще других. Без таблеток и карамелек переносят взлет и посадку. Не фотографируют удаляющиеся дома и дороги через окно. Их работа – одна из самых загадочных. Она включает знания и навыки из десятков других профессий и при этом остается уникальной. В жизни тех, кто работает над облаками, романтики мало. В этом убедилась корреспондент «Р», проведя один день вместе с бортпроводниками.

Первым делом, первым делом…

Один из пяти авиарейсов в Москву считают рядовым: столицы двух государств разделяет всего час пути. Рейсы не закреплены за конкретным сотрудником: за неделю можно побывать в Берлине, Милане и Киеве. Сегодня Ольге Чаевской, стюардессе с 24-летним стажем, выпала Москва. Привычный ранний подъем, сборы по отработанной схеме и — в путь.

В аэропорт нужно прибыть за 2 часа до полета. Полчаса – медконтроль и короткий предполетный инструктаж: распределение зон ответственности, действия при пожаре и задымлении. Отвечают на скорость, аббревиатурами. В случае ЧП нет времени вспоминать – сразу к действию.

Затем – вперед на борт. Здесь обязанности разделяются. Каждый проверяет свой участок: систему, багаж и еду. Много времени отнимает осмотр спасательных жилетов возле каждого кресла.

За предполетной суетой время прошло незаметно. Вот и первые пассажиры. Приветствие, инструктаж, привкус леденца, ровная спина, затянутый ремень. Голову, как на каруселях, трудно оторвать от спинки кресла. Как только самолет набрал скорость и вышел на заданную высоту – марш на кухню. Точнее, ее маленькое подобие. Десятки ящичков и шкафчиков. Разнести напитки, собрать стаканчики, ничего не пролить, улыбаться. Описание работы бортпроводника – сплошные глаголы.

Дорога в небо

Ольга Чаевская с детства мечтала работать в авиации. Но во времена СССР девушкам дорога туда была закрыта. Единственная тропинка к работе на высоте – карьера стюардессы. Мечта привела в Ленинградское авиационно-техническое училище. Через 2 года – первый полет. 1986 год, рейс Ленинград – Мурманск. Волнения. Но все прошло успешно. Так открылась широкая и долгая дорога в небо.

— Очень хотелось романтики, — вспоминает Ольга. — К тому же в те времена это была одна из немногих возможностей попутешествовать. И полетели экзотические страны: Индия, Китай… Доводилось летать в Магадан и Нижневартовск. Есть что вспомнить. Только особо некогда…

Екатеринбург, Манчестер, Астана, Тель-Авив, Ереван… Нынешняя география полетов «Бел-авиа» впечатляет. Но в любом рейсе стюардессам некогда присесть и посмотреть на барашки облаков, полосочки-реки и точечки-дома. Нужно постоянно быть начеку. Время полета проходит незаметно.

Внешность, характер, знания

Кто они, нынешние бортпроводники? Внешность, голос, здоровье, владение иностранными языками – в них все должно быть прекрасно. Оперативность, выносливость, собранность – без этих качеств не произнести заветные слова: «Приветствуем на борту нашего самолета».

Профессия включает знания и навыки из абсолютно разных областей. Стюардесса на борту – это учитель, консультант, психолог, официант, врач, милиционер и пожарный. Успокоить словом, пожалеть, подбодрить... Заложило уши, болит голова, ноет зуб – к стюардессе. Были случаи, когда на борту самолета приходилось принимать роды. Неудивительно, что такую работу сопровождают постоянное подтверждение квалификации и экзамены по технике безопасности.

Зато есть и свои плюсы: общение, знакомство с необычными людьми. «Мы ведь ближе остальных к солнцу», — улыбаются борт-проводники.

Кроме всего, работа вредная. Этого тоже не скрывают. Вибрация, сухость, перепады давления, шум… Как шутят сами стюардессы, запас здоровья должен быть в 5 раз больше обычного. Однако это их особо не страшит.

Уйти из профессии тяжело. Не так просто проститься с небом. Поэтому после 45 лет карьера, как правило, не заканчивается. Стараются остаться в авиации, пусть и на другой должности.

Воздушная мудрость

Опыт, опыт и еще раз опыт – вот что помогает найти общий язык с пассажирами. А последние, как известно, бывают разные.

— Кому поесть захочется, кому выпить или покурить, кому широко, кому узко сидеть… В каждой ситуации быстро подобранное слово успокаивает человека. На земле люди разные. А здесь приходится подстраиваться под законы, которые диктует небо, — делится опытом Ольга Чаевская. – Молодые бортпроводники, конечно, отличаются от предыдущих поколений. Но они очень жизнерадостные и легко обучаемые. Так что все у них получится.

Звезды и знаменитости на борту не редкость. Татьяна Устинова, Андрей Макаревич, Надежда Бабкина – всех уже и не вспомнить. Уставшими от внимания, без капризов и особых пожеланий – такими видят их стюардессы. Так что в этом случае самая грамотная стратегия заключается в трех словах: они обычные пассажиры.

Маленькая жизнь длиною в несколько часов

Несмотря на все сложности, профессия престижная. Многие хотят связать свою жизнь с небом. Работа по-прежнему считается экзотической, романтической и творческой. Новые знакомые каждый раз восхищаются: «Ух ты, стюардесса! Да это же здорово!..» Здорово. Но тяжело. Кому-то сложно эмоционально, кому-то физически, кто-то редко видит семью… Такую цену небо берет с тех, кто работает над облаками. Для моей собеседницы самое сложное – режим. Точнее, его изменчивость. Доводится вставать в 2—3 ночи и добираться до работы: до аэропорта Минск-2 дорога неблизкая.

Тяжело создать и тем более сохранить семью. Не каждый супруг выдержит вечные отъезды и странный график. Страдают личная жизнь и дети. «Тех, кто сумел с такой работой сохранить семью, нужно на руках носить», — признается бортпроводник.

Сейчас в рядах «хозяев самолетов» становится все больше мужчин. Хотя профессию в силу внимательности, выносливости и стрессоустойчивости считают больше женской.

После посадки работа бортпроводника не заканчивается. Пожелания удачи и всего хорошего. Проверка салона. Заполнение документов. Сдача смены. Дорога домой. И через каких-нибудь 14 часов (норма отдыха после полета) – снова в путь. Десятки и сотни раз.

Каждый полет – это маленькая жизнь длиною в несколько часов. На высоте 10 тысяч метров от земли. Она никогда больше не повторится. А для бортпроводников это большая жизнь. Жизнь длиною в 20 тысяч часов полетов, сотни взлетов и посадок. Ведь, как шутят работники авиации, человек произошел от обезьяны, а пилоты и бортпроводники – от птицы. В этом я смогла убедиться благодаря сотрудникам «Белавиа», один день работы с которыми помог лучше узнать и оценить их нелегкий труд.

Несмотря ни на что, Ольга Чаевская сумела пронести любовь к профессии через долгие 24 года работы. Это значит только одно: человек на своем месте. «Я счастливая стюардесса», — улыбается Ольга. А у таких, как правило, все пассажиры тоже счастливы и спокойны… 

-------------------------------------

Это факт

Любопытна история появления профессии. Раньше пассажирами занимался второй пилот. Потом в экипажи добавили третьего члена — стюарда, мужчину-официанта из престижного ресторана. А в 1930-м американцы пошли на эксперимент и ради привлечения клиентов взяли на работу симпатичных девушек. В качестве стюардесс на борту оказались 8 медсестер. Требования – строже, чем на конкурсах красоты: не старше 25 лет, не тяжелее 53 килограммов и не выше 163 сантиметров, с медицинским образованием и привлекательной внешностью.

-------------------------------------

Кстати

По расписанию в месяц на каждую стюардессу приходится по 70 часов полетов. Итого за год набегает 700 часов. Выход на пенсию в 45 лет и 2 отпуска в год – цена за работу над облаками.

-------------------------------------

На снимке: Павел ШТЕЙНБАХ, Ольга ЧАЕВСКАЯ и Сергей ШАЙКОВСКИЙ – с ними не страшно ни в Москву, ни в Бейрут.

Фото: Виктория ТЕРЕШОНОК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter