Самолет Ту–16 в Болбасово - единственный в Беларуси памятник дальней авиации

Небо. Самолет. Болбасово

Витебск — это «Славянский базар» и Марк Шагал. Рогачев — сгущенка, а еще он дал имя легендарной дивизии. Брест — крепость и Беловежская пуща... Свой неофициальный символ есть и у городского поселка Болбасово Оршанского района, считают местные жители. Его крылатая достопримечательность — памятник Ту–16, единственный в своем роде.

фото белта.

Рассказать о его непростой судьбе в письме в редакцию «СБ» попросили ветераны 402–го тяжелого бомбардировочного авиационного полка, который дислоцировался в Болбасово с 1954 до 1994 года. Наш собственный корреспондент выехала в городской поселок.

Перемены в Болбасово, который по поручению Президента должен стать своего рода примером поселка будущего, заметны уже на въезде. Например, полностью реконструирована центральная улица, носящая имя дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца. Торцы жилых домов украшают билборды с изображением аса–легенды, погибшего на местном аэродроме, и еще пяти летчиков — Героев СССР. Часнык, Ольховский, Завадский, Сержантов, Соляников — все они уроженцы Оршанщины, земляки, которыми гордимся. В парке 35–летия Победы возвышается давно отлетавший свое Ту–16. Это единственный в Беларуси памятник дальней авиации. Его история тесно связана с 402–м полком, вводит в курс дела Анатолий Бируля, последний исполнявший обязанности командира этого формирования, а сейчас — начальник службы по кадровым вопросам Оршанского авиаремонтного завода:

— Ждем гостей, считай, из всех уголков бывшего Союза: Дальнего Востока, Украины, Казахстана, Урала...

Как трепетно, уважительно относятся болбасовцы к истории своего полка и его летчикам, понимаешь, слушая тех, кто пришел на встречу. В кабинете местного ДК, который многие по привычке называют Домом офицеров, едва хватает стульев. Иван Рогоулин — бывший штурман эскадрильи — стоял у истоков 402–го полка и может говорить о нем часами. Когда прибыл на место, здесь служили люди, прошедшие Великую Отечественную войну — настоящие боевые летчики, подчеркивает Иван Васильевич:

— В 1954 году в Болбасово создали первый в СССР «атомный» 402–й тяжелый бомбардировочный полк. В этом же году сюда поступил первый отечественный реактивный дальний бомбардировщик Ту–16. В самые мрачные годы холодной войны именно нашим болбасовским летчикам выпала задача стать ядерным щитом СССР.

Ветераны 402-го тяжелого бомбардировочного авиационного полка возле крылатого символа поселка — ТУ-16.
ФОТО ВЯЧЕСЛАВА ЛЕУРДО.

Полк был задействован во всех учениях Минобороны. Одно из ярких воспоминаний Ивана Рогоулина — участие в «Океане». Это кодовое название самого масштабного мероприятия в мировой военно–морской истории. Однажды над Баренцевым морем едва не случилось ЧП: при возвращении на аэродром оставался минимум топлива. Его хватило как раз на полчаса полета, и все обошлось... В целом маршрут длился больше шести часов.

Еще один ветеран полка — Владимир Куликов, бывший заместитель командира эскадрильи. Билборды на домах подсказали ему идею: было бы справедливым сделать такие же с летчиками–асами, имеющими прямое отношение к Болбасово и дальней авиации. Такими, к примеру, как Герой Советского Союза Константин Уржунцев. Он командовал экипажем Ту–4, который первым в ВВС провел воздушное испытание атомной бомбы. В свое время Уржунцев был замкомандира 402–го полка.

Настоящая патриотка своего края — бывший директор местной средней школы Татьяна Новичкова. Музей исторической памяти, созданный здесь, полностью ее детище. Экспонаты уникальны, говорит собеседница:

— Где еще можно присесть на рабочее место командира корабля или подержаться за штурвал настоящего самолета? Все это мы забрали из полкового музея, когда его хотели попросту уничтожить. К счастью, удалось убедить, что это — наша история, забывать которую нельзя.

Сделать это жителям горпоселка не дает и Ту–16. Оказывается, единственного в своем роде в Беларуси памятника давно могло не быть. После вывода полка с территории страны в 1994 году самолет оказался бесхозным, посвящает в детали Анатолий Бируля:

— Поселковый совет считал Ту–16 имуществом авиаремонтного завода, но на балансе предприятия его не было. Дальше началось самое настоящее варварство: из самолета вырывали куски обшивки, били остекление, поджигали колеса...

Очень многие тогда возмутились и встали на его защиту. Вместе решили: нужно не ломать, а восстанавливать. Позже огромных усилий стоило оформить документы о присвоении самолету статуса памятника дальней авиации. Последнюю реконструкцию крылатая достопримечательность Болбасово пережила в прошлом году. С помощью авиаремонтного завода и ветеранов полка Ту–16 приобрел новый облик. На фюзеляж самолета поместили стихи Феликса Чуева: «Земля считает цветом нации тех, кто был, кто есть, кто будет в авиации».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Глеб Гуленков, председатель Болбасовского поселкового исполкома:

— Сегодня памятник Ту–16 стоит у нас на балансе, а шефствует над ним Оршанский авиаремонтный завод. Финансирование на содержание и ремонт выделяется по мере необходимости, как и на другие объекты. К примеру, на ремонт памятника Сергею Грицевцу недавно потратили 21 тысячу рублей. Что касается баннеров на домах, тема героев Великой Отечественной войны — уроженцев Оршанщины — была выбрана не случайно. Их имена многим сегодня мало о чем говорят. Билборды — один из способов это исправить. Мы не планировали добавлять новые портреты. Если у людей есть такое желание — пожалуйста. Пусть обращаются в исполком, при наличии средств, думаю, поддержим инициативу. Кстати, с аналогичным предложением на меня недавно вышли воины–«афганцы».


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter