Иван Овсяник — машинист первого поезда минского метро — уверен: главное выбрать в жизни правильный путь

Небо под землей

Тридцать пять лет назад по рельсам столичного метро проехал первый поезд. На станции «Площадь Ленина» по этому случаю состоялся митинг. В нем участвовали первые лица республики, работники метро, секретари райкомов, директора заводов. Гостей было много. Историческое событие приурочили к 40-летию освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков.


Машинистом первого поезда стал Иван Овсяник. Молодой парень видел, как строители передают символический ключ от подземки начальнику метрополитена Павлу Митасову, а первый секретарь ЦК КПБ Николай Слюньков перерезает красную ленту. Иван Овсяник до сих пор работает в метрополитене. Мы встречаемся в электродепо «Могилевское», в просторном классе с высокими потолками и плакатами с различными схемами. Он преподает азы профессии молодежи. Учебные дисциплины ребята проходят в Минском государственном профессионально-техническом колледже железнодорожного транспорта. А потом — профильные занятия по правилам технической эксплуатации, устройству пневматического и механического электрооборудования. Раз в три месяца машинисты сдают контрольный зачет-проезд. Кроме того, есть и аварийно-тренировочные занятия. Нестандартные ситуации, которые могут возникнуть на линии, моделирует компьютер. 

— Раньше нас отправляли на учебу в Киев и Харьков. Набирали по две группы — около 120 человек, — вспоминает Иван Овсяник. — В подземку попал волей случая. Увидел объявление в газете: набирают машинистов в метрополитен. После армии несколько лет работал на железной дороге. Выучился на помощника машиниста тепловоза в минском училище, потом на машиниста в Гомеле. Самые частые маршруты были в Брест и Вильнюс. Романтика, новые впечатления! В те времена я был молод, открыт ко всему новому, вот решил рискнуть и спуститься под землю. 

Ивану Овсянику доверили управлять первым поездом столичного метро в 26 лет. В кабине рядом с молодым парнем был помощник машиниста Сергей Михасенок и опытный инструктор. После торжественного митинга один за другим отправились 4 поезда. Первым управлял Иван Овсяник, тремя последующими — Вася Заяц, Юра Давидович и Саша Крылов. 

— На моем поезде ехало все руководство республики, — переносится в прошлое машинист. — Учеба, стажировки и обкатки, все проходило хорошо, но в день открытия метро все равно было легкое волнение. Переживали, вдруг что-то пойдет не так. Во время первой поездки на каждой станции делали остановки по пять минут: гости выходили, рассматривали необычное оформление, колонны, фрески. После того как мы проехали от станций «Институт культуры» до «Московской», метро начало работать в нормальном режиме. 

За день пассажиры оставили в книгах отзывов более трех тысяч восторженных записей: «Спасибо строителям метро за радость, доставленную минчанам!», «Это будет не только новый вид транспорта — метро надолго останется одной из достопримечательностей нашей столицы», «Я пионер Советского Союза, когда вырасту, буду строить метро». 

В СССР метро строили в городах с населением не менее миллиона человек.

После окончания Великой Оте­чест­вен­ной вой­ны Минск благодаря быстрому развитию промышленности рос и развивался. В столице работало около полутора сотен крупных предприятий. Горожане добирались до них не только из прилегающих поселков и спальных районов. Наземный транспорт с трудом справлялся с огромными пассажиропотоками. Разработка строительного плана метро началась в 1976 году.

Двадцать девятого июня 1984 ­года в честь открытия метро проезд для всех сделали бесплатным. Кассиров первое время на станциях не было, привычных жетонов тоже. С 1984 по 1991 год проезд в метро стоил пять копеек. Для размена висели автоматы. Иван Овсяник вспоминает, что в самом начале работы Минского метро машинистам разрешалось даже курить прямо в кабине. В 1990-м эту вольность отменили. 

— В первый день людей было очень много — каждый хотел посмотреть на станции и прокатиться в поезде. Здесь гуляли семьями, словно по музею, любуясь сводчатыми арками, люстрами и мозаикой на стенах. До самого закрытия ажиотаж не спадал. Мне вручили памятный значок, букет цветов. График у машинистов «разрывной», раньше всех заступающие на смену сотрудники даже спят в депо. Жена привыкла. Мы познакомились с ней еще в Гомеле во время учебы. Сын, к слову, тоже работает в метро. Только не машинистом, а инженером. 

Собеседник признается — с удовольствием ездит на метро. Самый быстрый, безопасный и комфортный вид городского общественного транспорта:

— В столичной подземке не встретить похожих станций. Каждая выполнена в своем неповторимом стиле, со своим шармом. Например, на «Малиновке» можно услышать трели птиц. Своды станции «Петровщина» стилизованы под ночное звездное небо, на котором сверкают яркие созвездия. На «Купаловской» необычный орнамент, цветовая палитра в теплых тонах. Словом, всюду есть что-то интересное.

Иван Овсяник управлял поездами с 1984 по 1990 год, потом переключился на обучение молодежи. Новая группа курсантов сядет за парты в сентябре. Требования следующие: техническое образование, служба в армии и отменное здоровье. Машинист должен быть психологически устойчивым, быстро ориентироваться и уметь принимать решения в нештатных ситуациях. Случайных людей в метро нет. Ребят обучают управлению и на новых современных поездах Stadler, которые пассажиры столичной подземки оценят осенью. Новаций много. Для обеспечения контроля и безопасности движения, снижения расхода электроэнергии встроена система автоведения. Ее основные функции заключаются в соблюдении графика движения поездов и их автоматической остановке на станциях, оборудованных барьерами. Но, по мнению собеседника, роль машинистов, несмотря на все технические новинки, крайне важна:

— Отшумят II Европейские игры, а потом можно и в отпуск. От городской суеты спасают прогулки по лесу. Как только начинается сезон, выхожу на «тихую охоту», собираю грибы. Люблю это занятие с детства. Летом время от времени расчехляю удочку и уезжаю на рыбалку. Работа под землей напряженная. И нужно уметь восстанавливать силы и набираться энергии. 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

• Сегодня Минский метрополитен — это 2 линии и 29 станций. Эксплуатационная длина пути — более 37 километров. 

• За 35 лет с момента пуска (с 1984 по 2019 год) Минское метро перевезло почти 7,5 миллиарда пассажиров — эта цифра сопоставима с населением всей планеты.

• Завершается строительство 4 станций третьей линии, которая в последующем будет продлена с введением в эксплуатацию электродепо «Слуцкое». Открытие четырех станций третьей линии запланировано на 2020 год. В долгосрочной перспективе планируется строительство четвертой и кольцевой линий.

• В состав государственного предприятия «Минский метрополитен» входит 30 структурных подразделений: 9 служб, 2 электродепо, 12 отделов, аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов, ситуационный центр, лаборатория метрологии, 4 сектора, 2 общежития. Штатная численность работников метрополитена — почти 5 тысяч человек.

kristinahilko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter