Небо онлайн

С 1 июня будем летать по-новомуВ первый день лета более 200 авиакомпаний, которые входят в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA), полностью откажутся от бумажных билетов...

С 1 июня будем летать по-новому


В первый день лета более 200 авиакомпаний, которые входят в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA), полностью откажутся от бумажных билетов. Как выразился один из руководителей ассоциации, отныне нужны они будут только коллекционерам. Взамен в оборот войдут билеты электронные. Предполагается, что расходы авиакомпаний снизятся в среднем на 9 долларов с каждого пассажира, а в мире каждый год будут вырубать на 50.000 деревьев меньше (все–таки бумаги будет тратиться гораздо меньше). Забота об экологии — дело, конечно, нужное. Но чего ожидать нам с вами, не очень привыкшим к всяческим электронным операциям? На носу ведь сезон отпусков. Отразится ли нововведение на туристических поездках?


— Резолюцию IATA обязаны исполнять все ее члены, — говорит заместитель генерального директора «Белавиа» Игорь Чергинец. — Мы входим в состав ассоциации, поэтому готовиться к переходу на «электронку» начали давно. Практически на всех регулярных рейсах и частично чартерных электронный билет уже внедрен. Но есть некоторые организационные трудности. К примеру, сейчас проходит тестирование совместимости систем бронирования с различными авиакомпаниями мира. На днях заключили договор с польской авиакомпанией «ЛОТ», еще раньше — с «Эйр Балтик» и другими. Это значит, что теперь можем продавать их электронные билеты, а они — наши.


Процесс заключения договоров — дело длительное, поэтому в течение некоторого времени бумажные билеты еще будут продаваться. По крайней мере, представители туристических компаний утверждают, что этот летний сезон точно отлетаем «по старинке». Но в перспективе «безбумажное производство» в авиации станет повсеместным. Какие преимущества дает пассажиру электронный билет?


Для многих наших граждан услуга уже стала привычной. «Белавиа» начала внедрять технологию в декабре 2006 года: тогда по электронному билету можно было слетать в Лондон. Но возможности новинки, скажем прямо, использовали не до конца. Обычно было так. Пассажир обращался в кассу или агентство продаж, оплачивал стоимость, вместо привычного билета получал маршрут–квитанцию. Ее нестрашно и потерять, ведь все сведения сохраняются в базе данных. Это, к слову, и есть одно из главных преимуществ электронного билета. При утрате не нужно восстанавливать документ, платить штраф, тратить нервы... Но полного онлайна до недавнего времени у нас все–таки не было.


— Через несколько недель запустим новый сайт, на котором будет можно произвести все процедуры по покупке электронного билета, не отходя от монитора компьютера, — заверяет Игорь Чергинец. — Достаточно иметь при себе пластиковую карточку. Минутное дело! Потом останется просто прийти на регистрацию в аэропорт. Думаем и над системой скидок при онлайн–бронировании.


Наверное, не все сразу привыкнут к новинке. В России сейчас говорят о пороге недоверия, через который придется перешагнуть многим пассажирам. В белорусском представительстве «Австрийских авиалиний» мне рассказали, что два года назад, когда начали вводить электронные билеты, у клиентов действительно было много вопросов. В основном волновались люди, которые ехали в командировки. Какой документ предъявить, чтобы отчитаться в бухгалтерии? Для этого предусмотрели выдачу пассажирских купонов, на которых указана вся нужная информация.


В общем, небо онлайн, под которым живет весь цивилизованный мир, уже практически над нами. Но неожиданно серьезный барьер на пути внедрения электронного билета возник с появлением автоматизированной системы учета и оформления услуг авиаперевозок «СУРОК–АУРА» (о проблеме, с которой столкнулись компании, специализирующиеся на продаже авиабилетов, «СБ» писала 29 апреля с.г.). Вкратце напомним: все расчеты отныне можно производить только с помощью этой системы. А ведь «СУРОК», по словам специалистов, оказался не до конца доработанным и совсем не приспособленным к продаже «электронки»...


— На днях получили первые отчеты о продаже электронных авиабилетов предприятием «Центральное агентство воздушных сообщений» (именно ЦАВС обладает правами на установку и обслуживание новинки. — Н.К.), — рассказали мне в «Белавиа». — Обнаружили много технических ошибок. Поэтому с сегодняшнего дня продажи электронных билетов через ЦАВС прекращаем. Возмущение высказали все иностранные авиакомпании, а с учетом резолюции IATA ситуация может обернуться потерей членства в этой организации. Это не надо ни нам, ни пассажирам. Ждем, что проблема все же будет решена...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter