Небо над границей

Двадцать пятого октября исполняется 20 лет со дня образования Отдельного авиационного отряда органов пограничной службы Республики Беларусь

Двадцать пятого октября исполняется 20 лет со дня образования Отдельного авиационного отряда органов пограничной службы Республики Беларусь

Истоки

Формировалась часть в трудные годы безвременья, после развала СССР, на базе 206-й отдельной вертолетной эскадрильи ракетных войск стратегического назначения Минобороны Российской Федерации. Российские военные передислоцировались на свои аэродромы, а в Поставах появилось новое, единственное в Беларуси, подразделение авиаторов-пограничников. В отряде до сих пор служат офицеры, которые помнят, как это было.

— Ситуация была сложной, — вспоминает заместитель командира отряда подполковник Александр Косенко. —  Я тогда служил в должности начальника связи. Хозяйство старое, кругом разруха: инфраструктура авиабазы “с момента рождения” капитально не ремонтировалась. Всю матчасть — летную технику и оборудование, которое можно было демонтировать, — россияне вывезли. Словом, летать было не на чем и наземные службы тоже остались без оборудования. Многого тогда не хватало, однако руки мы не опустили. Буквально через пару месяцев получили четыре вертолета Ми-8 с баз хранения Минобороны, и уже в январе 1994 года начались учебные полеты, и со второго марта — вылеты экипажей на охрану государственной границы.

Пограничная авиация быстро расправила крылья во многом благодаря энергичным, инициативным командирам, сумевшим в сложных условиях организовать службу подчиненных и привлечь ресурсы для укрепления материально-технической части базы. Имена тех, кто создавал пограничную авиацию, помнят и чтят в отряде. Это офицеры Государственного пограничного комитета полковники Эдуард Петрович Сергун и Анатолий Иванович Данильчик, подполковник Валентин Михайлович Трофимов. Непосредственно на месте дислокации эскадрильи вопросы организации службы, инженерно-технического и тылового обеспечения легли на плечи командира части, в ту пору майора Н. И. Харченко, начальника штаба майора П. В. Харченко, заместителя командира по инженерно-авиационной службе майора Д. В. Лагутина, заместителя командира по тылу подполковника А. Б. Холева, заместителя командира по работе с личным составом майора А. В. Цёмы и других.

В воздухе...

Сегодня Отдельным авиационным отрядом пограничной службы Республики Беларусь командует летчик первого класса, подполковник Олег Ерёма.

— В отряде созданы все условия для успешного выполнения задач, которые ставит перед нами командование Госпогранкомитета, — говорит Олег Васильевич. — Из тех вертолетов Ми-8, с которых начиналась пограничная авиация Беларуси, в строю остался один. В рамках государственной программы вооружения четыре года назад мы получили французские вертолеты Есureuil AS355NP. В целом же за двадцать лет наша авиабаза изменилась до неузнаваемости, помещения отремонтированы, для обслуживания и хранения вертолетов построен специальный ангар, все службы оснащены новым оборудованием. Нашу часть дважды посещал глава государства, постоянно приезжают иностранные военные делегации, и нам не стыдно принимать самых высоких гостей. Старые кадры, служившие первые годы после создания эскадрильи, уже на пенсии, сегодня в часть приходят молодые летчики — выпускники Венной академии Республики Беларусь. К примеру, летный выпуск 2004 года — командиры экипажей, майоры Игорь Романов, Руслан Сехетов, Артем Миловзоров. Молодежи было у кого учиться, ведь бывшие командиры части, полковники Валерий Степанович Горячко и Станислав Игнатьевич Романчук, а также подполковник Михаил Васильевич Синявский — боевые летчики первого класса, прошедшие суровую школу афганской войны. Наша специфика в том, что мы, с одной стороны, авиаторы, а с другой — пограничники, поэтому у нас два профессиональных праздника — 28 мая (День пограничника) и третье воскресенье августа (День авиации). Работаем в тесном взаимодействии с местной властью. Немало времени уделяем работе с молодежью, ее воспитанию в духе патриотизма. Традиционно на базе отряда проводится районная военно-спортивная игра “Зарница”, в этом году второй раз мы организовывали спортивно-оздоровительный лагерь для трудных подростков, наши офицеры частые гости в школах.

Но главное богатство, считает командир части, люди, которые свято хранят традиции и делают все для того, чтобы авторитет пограничной авиации держался на должном уровне.

...и на земле

Успех работы в воздухе во многом зависит от наземных служб, ведь авиаотряд — это не только те, кто непосредственно охраняет государственную границу, но и те, кто обеспечивает связь, обслуживает и охраняет технику, в образцовом состоянии содержит аэродромно-техническую инфраструктуру, выполняет другие задачи.

— Инженерная служба должна работать как единая слаженная команда, — говорит заместитель командира части по инженерно-авиационной службе подполковник Александр Конторович. — Готовят вертолет к вылету сразу несколько человек, а обеспечивает его работу в воздухе еще большее количество авиационных специалистов, которые знают, что если есть сомнения в чем-то, обязательно нужно найти причину, поскольку цена ошибки может быть очень велика.

Без малого четыре десятка лет отдал инженерной службе ветеран части Василий Алексеевич Шолох, который в начале 1980-х годов во время военного конфликта между Китаем и Вьетнамом был военспецом во вьетнамской армии.

— В авиации прежде всего нужна дисциплина. Ни один агрегат, ни одна деталь не могут эксплуатироваться, если истекли сроки годности, — говорит Василий Алексеевич. — Техникам и механикам даже обручальное кольцо на службе носить запрещено, весь инструмент промаркирован, и любая работа начинается с проверки инструмента, ей же и заканчивается. И не дай бог чего-то нет на месте. Пока не найдут, машина из ангара не выйдет. Технику нужно знать досконально и обращаться с ней только на “вы”, и никак иначе. Авиация вольностей не прощает.

О квалификации авиаторов отряда говорят их достижения. Летный состав части принимал участие в учениях, проводимых на территории Беларуси: “Неман-2001”, “Березина-2002”, “Чистое небо—2003”, “Щит Отечества—2004”, “Щит Союза—2006”, совместном оперативно-стратегическом командно-штабном учении “Бастион-Антитеррор—2008”, где показал высокое профессиональное мастерство и неоднократно отмечался высшим командованием.

Не стали исключением и учения “Запад-2013”, где с самой лучшей стороны проявили себя экипажи подполковника Виктора Милешко и подполковника Александра Пиневича.

Летная техника сегодня такова, что позволяет выполнять полеты днем и ночью в визуальных и приборных метеоусловиях. При этом каждый полет предполагает непредвиденные, а порой и экстремальные ситуации: как поведет себя нарушитель, предвидеть очень сложно. А об эффективности применения пограничной авиации можно судить по таким цифрам: с января этого года с применением вертолетов задержано 13 нарушителей границы, 44 нарушителя пограничного режима, товарно-материальных ценностей на сумму около 550 млн белорусских рублей. Не случайно по итогам оперативно-служебной деятельности часть более десяти раз отмечалась руководством Государственного пограничного комитета Республики Беларусь.

Славные традиции

— Коллектив отряда, — отметил в беседе с корреспондентом “НГ” заместитель командира части, начальник отдела идеологической работы и кадрового обеспечения части подполковник Николай Яльчик, — это органический сплав опыта и молодости, которому присущи высокое чувство долга, высокое мастерство, боевые победные традиции, умноженные на высокую боеготовность. Не зря девиз отряда — “Профессионализм, отвага, патриотизм, честь!”. Мы храним традиции наших славных предшественников, двое их которых — Герой Советского Союза капитан Иван Мещеряков, погибший в годы Великой Отечественной войны, и полковник Эдуард Сергун, отличившийся в афганском небе, — как почетные пограничники занесены в списки личного состава части. Но не только службой живут наши офицеры и прапорщики. Летчики принимают активное участие в общественных делах Поставского района, во всех культурных и спортивных мероприятиях, проводимых Госпогранкомитетом. До юбилея осталось несколько дней, сделать еще предстоит немало, однако уверен, общими усилиями организуем праздник на должном уровне. Обязательно передайте через газету поздравления всем, кто создавал эскадрилью, служил здесь в пору ее становления, и всем моим коллегам, кто сегодня высоко держит знамя пограничной авиации!
* * *
В тот день, когда мы приехали в часть, с аэродрома то и дело взлетали вертолеты. До глубокой ночи шли плановые учебные полеты, а когда мы на следующий день покидали расположение части, полеты продолжались. Летчики отдельного авиаотряда упорно совершенствовали свое мастерство, чтобы границы страны были под надежной защитой винтокрылых машин.

 Мнение

Петр Журавский, полковник, начальник авиационного отдела Государственного пограничного комитета Республики Беларусь

— Авиаэскадрилья пограничных войск создавалась двадцать лет назад, чтобы повысить эффективность и надежность охраны Государственной границы Республики Беларусь, и сегодня практически ежедневно на том или ином участке границы активно используются вертолеты, которые значительно повыышают возможности пограничных отрядов.

Наибольший летный ресурс выделяется пограничным отрядам на белорусско-украин-ском направлении, так как там труднопроходимая местность, особенно ранней весной и в период осенних дождей. Без вертолетов обстановку контролировать трудно.

Боевую вахту  авиаторы-пограничники несут во взаимодействии с наземными подразделениями. Например, после учений “Запад-2013” экипаж подполковника Виктора Милешко продолжил нести дежурство в интересах Гродненской пограничной группы. На борт поступила информация о том, что четырьмя иностранными гражданами совершена попытка нарушить границу. Трех человек пограничники сразу задержали, а четвертый затаился, и его поиски затянулись.

В воздух был поднят вертолет, и нарушителя довольно быстро нашли.

Мастерство летчиков Отдельного авиационного отряда неоднократно  высоко оценивалось как командованием Государственного пограничного комитета, так и Президентом Республики Беларусь. Орденом “За службу Родине в Вооруженных силах” 3-й степени награждены четыре офицера, медалями “За безупречную службу” — 25 военнослужащих.

Отрадно, что сегодня у белорусской пограничной авиации есть стабильность, надежность и перспектива, которая, к слову, связана не только с вертолетами. Руководство Госпогранкомитета рассматривает варианты использования в будущем для охраны границы легкомоторных самолетов и беспилотных аппаратов. В прошлом году на учениях мы применяли беспилотники, предоставленные нам Министерством обороны, и сделали вывод, что есть задачи, которые можно эффективно решать с их помощью. В эти дни на Гожском полигоне проводится экспертная оценка применения беспилотников “Бусел-М”, созданных Физико-техническим институтом Национальной академии наук Беларуси, а также дирижабля и привязного аэростата.

Накануне юбилея нельзя не вспомнить людей, которые стояли у истоков создания пограничной авиации, — полковников Эдуарда Петровича Сергуна и Анатолия Ивановича Данильчика, которые в разное время возглавляли авиационный отдел Госпогранкомитета Республики Беларусь, бывших командиров отряда Николая Ивановича Харченко, Станислава Игнатьевича Романчука, а также Валерия Степановича Горячко, который в настоящее время является заместителем председателя Госпогранкомитета.

Двадцать лет — это серьезная дата, к которой Отдельный авиационный отряд пограничной службы Республики Беларусь подходит с хорошими показателями и достижениями. Поздравляю коллектив отдельного авиационного отряда с двадцатилетием, желаю всем крепкого здоровья и дальнейших успехов в освоении авиационной техники и решении стоящих перед ними задач по охране государственной границы!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter