Военные аэродромы Беларуси

Небо их помнит

Продолжаем серию публикаций о военных аэродромах Беларуси...

Продолжаем серию публикаций о военных аэродромах Беларуси. В первой статье «Был только МиГ» («СБ» за 5 июля) мы рассказали об аэродромах Гродненской области. Сегодня в центре внимания Витебщина.


Даже поверхностного знакомства с историей ВВС СССР достаточно, чтобы убедиться: витебские военные летчики были участниками многих важнейших событий в мировой авиации XX века. Судите сами. Испытания первой советской атомной бомбы и Карибский кризис, полеты в Антарктиду и помощь пострадавшим от землетрясения в Перу, война в Афганистане и ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС... Витебскими я называю летчиков, скорее, по географическому принципу. Ведь свои летательные аппараты они поднимали с аэродромов, находившихся на территории Витебской области. Интересно, сохранились ли эти «исторические» взлетные полосы до наших дней?


Позывной — «Икорка»


В 339–м военно–транспортном авиационном ордена Суворова III степени полку Александр Кривенко был заместителем командира эскадрильи. И сейчас Александр Иванович продолжает летать — в белорусской частной грузовой авиакомпании. На днях мы встретились с ним на территории бывшего военного городка Журжево. На том месте, где когда–то находился аэродром «Витебск–Северный». С него Кривенко много раз поднимал в небо тяжело груженные 190–тонные Ил–76:


— Когда–то здесь в ряд стояли 24 крылатые машины с размахом крыльев более 50 метров. Сегодня верхний слой бетонных плит со взлетной полосы снят. Территория военного городка и его постройки переданы свободной экономической зоне «Витебск».


О славной истории аэродрома с позывным «Икорка» сейчас напоминает разве что небольшой музей. В следующем году, кстати, 339–й ВТАП отпразднует 70–летие. Есть что вспомнить. Например, 576 боевых вылетов в Великую Отечественную. В мирное время пилоты полка первыми в СССР освоили турбовинтовой самолет Ан–12. А затем — Ил–76. Они обслуживали зарубежные правительственные визиты. Оказывали помощь пострадавшим от землетрясений в Ташкенте, Перу и Армении. Участвовали в военных конфликтах в Чехословакии, Корее, Вьетнаме, Камбодже, Индонезии, Йемене, Анголе, Эфиопии. А с 1979–го — в Афганистане. Отличались мужеством и профессионализмом. Александр Кривенко вспомнил, как в конце 80–х перевозил на Аляску хоккейную команду СКА (Хабаровск). Перед посадкой сопровождавший его пилот ВВС США, летавший на Б–52, сильно вцепился в кресло. Когда же Ил мягко коснулся земли, американец изумился и показал большой палец, поднятый вверх. Летчика из Страны Советов он признал настоящим асом.


В 1996 году полк расформировали. Самолеты вошли в состав компании «Трансавиаэкспорт» и были перебазированы в Минск.


В боевой готовности


В горпоселке Боровуха, что неподалеку от Новополоцка, все дышит военной историей. Вот на фасаде Дома культуры мемориальная доска, установленная в честь 100–летия со дня рождения командующего ВДВ Василия Маргелова. Здесь действительно когда–то были расквартированы два десантных полка. Но они расформированы более 10 лет назад. Я же хочу рассказать об аэродроме «Боровцы», на котором сегодня несут службу военнослужащие 276–го отдельного батальона охраны и обслуживания. Батальон — правопреемник вертолетного полка, который до 1989 года воевал в Афганистане. Один из участников тех событий — Александр Горбенко. Александр Валентинович награжден орденом Красной Звезды. Награду получил за то, что на своем Ми–8 ночью эвакуировал раненых с блокпоста, который атаковали душманы. Еще одна легендарная личность — командир полка Владимир Бульба. 27 апреля 1986 года его военно–транспортные вертолеты Ми–26 первыми приступили к тушению пожара на Чернобыльской АЭС... Много воды утекло с того времени. Но взлетная полоса «Боровцов», по словам Виктора Рудя, заместителя командира 276–го ОБОО, в полном порядке:


— Наша задача — поддерживать аэродром в боевой готовности, обеспечить прием и выпуск самолетов и вертолетов ВВС Беларуси.


В 2011–м во время командно–штабного учения в «Боровцы» прилетали белорусские МиГ–29. А сейчас аэродром готовится к совместному белорусско–российскому стратегическому учению «Запад–2013».


Будущее — за логистикой


Самое, пожалуй, яркое впечатление на меня произвел аэродром, принадлежащий Оршанскому авиаремонтному заводу. Может, потому, что там я впервые воочию увидел такую махину, как Ил–76...


Для ясности уточним: аэродром и завод находятся в 18 километрах от Орши — в городском поселке Болбасово. Такое же название носил аэродром, когда в поселке стоял 402–й тяжелый бомбардировочный авиационный полк. В 2014–м исполнится 60 лет с момента его основания. Взлетная полоса в поселке появилась еще в середине 30–х. С этим местом связаны имена дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца, а также Бориса Давыдова — штурмана Ту–4, с которого в 1951–м во время испытаний на полигоне под Семипалатинском была сброшена первая советская атомная бомба. Василий Чиркунов, в прошлом секретарь комитета комсомола 402–го ТБАП, с гордостью вспоминает, что его полк первым в СССР освоил применение ядерного оружия и перешел на реактивные дальние бомбардировщики Ту–16:


— Полк также освоил ракетное оружие и дозаправку в воздухе. Последнее означало, что цели на территории США достижимы.


Сам Василий Иванович летал на Ту–16 и сверхзвуковом ракетоносце Ту–22, воевал в Афганистане. В 1994 году его полк расформировали. Сейчас Чиркунов — заместитель генерального директора Оршанского авиаремонтного завода. А по словам гендиректора Владимира Троицкого, именно с заводом сегодня связаны перспективы аэродрома в Болбасово:


— Аэродром, переданный заводу после расформирования полка, без преувеличения — уникальное сооружение. По своим характеристикам он даже мог принять советский многоразовый космический корабль «Буран». Сегодня аэродром имеет международный сертификат и способен принимать все типы летных судов. Но содержать его накладно. Чтобы полоса себя окупала, на территории завода планируется создать большой логистический центр с использованием авиа–, железнодорожного и автомобильного транспорта. Склад временного хранения заработает у нас уже в этом году. А весь большущий центр площадью 10 тысяч квадратных метров реально построить года через два.


Кроме того, завод, который занимается ремонтом вертолетов всех модификаций (в том числе самого большого в мире — Ми–26), сейчас регистрирует собственную авиакомпанию. Вертолетную. Она будет базироваться здесь же, на аэродроме. Ее функции — демонстрационные, учебные и коммерческие.


***


Жаль, что не у всех когда–либо существовавших в Витебской области военных аэродромов такие перспективы. К примеру, о запасном аэродроме Балтийского флота в Миорах сегодня уже ничего не напоминает. Разве только бетонные плиты на набережной. Когда–то в Поставах летали Су–24 и Су–25. Этот авиаполк расформирован в 1995–м. В честь его авиаторов в райцентре установлен мемориальный МиГ–23. Есть такой мемориал и в Болбасово. В парке 35–летия Победы возвышается Ту–16 — визитная карточка поселка. Памятник с изображением Ил–76 ветераны–авиаторы установили в Журжево. Они, а также другие авиаторы, служившие на территории Витебщины, волею судеб разбросанные сегодня по всему бывшему Советскому Союзу, не теряют связи между собой. У тех, кто прошел 339–й военно–транспортный авиационный полк, есть интернет–сайт www.vtap339.ucoz.ru. В Одноклассниках создана группа «Авиагарнизон Поставы 6–й городок». В День авиации, в дни рождения своих частей, как правило, ветераны съезжаются туда, где служили. Чтобы снова встретиться на земле, давшей им путевку в небо.


Факт


В городском поселке Бегомль Докшицкого района у шоссе Минск — Витебск стоит мемориальный самолет Ил–14. Этот необычный экспонат местного Музея народной славы напоминает о партизанском аэродроме, существовавшем в этих местах во время Великой Отечественной войны. С его помощью партизанам доставляли оружие, боеприпасы, медикаменты, листовки, а на «большую землю» переправляли детей и раненых.


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №127 (24264). Пятница, 12 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter