Небо и Земля

Как работают военные метеорологи

Корреспонденты «СБ» наблюдали, как делаются прогнозы погоды
Прогнозировать погоду — дело неблагодарное. Слишком уж непредсказуема и порой капризна небесная канцелярия. Тем не менее у синоптиков — особая ответственность: их ошибки могут не только многих расстроить или разочаровать, но и привести порой к фатальным последствиям. Мировой опыт подсказывает: достичь нужной точности можно. В первую очередь благодаря современной технике — радиозондам, спутникам, разветвленной сети локаторов и метеостанций. Впрочем, военные, для которых «внезапный» ливень или неожиданный порывистый ветер может серьезно аукнуться, готовы поспорить: главное, дескать, навыки специалистов. Свой принцип работы они объясняют так: «В прогнозах мы не употребляем слова «возможен дождь» или «без существенных осадков». Мы обязаны давать более конкретную информацию: какова вероятность того или иного погодного явления в тот или иной период времени». Неспроста именно у этой службы — структурного подразделения Военно–воздушных сил и войск противовоздушной обороны — нашему Гидромету недавно посоветовал учиться Президент. Как им удается давать на трое суток информацию по часам и ни разу не ошибиться, выясняли корреспонденты «СБ».


Чтобы принять решение, брать с собой зонтик или нет, надеть осеннее пальто или ветровку, нам, обывателям, достаточно лишь заглянуть в интернет: сайтов, рассказывающих о погоде, во «всемирной паутине» — масса. Военные метеорологи делают оговорку: доверять стоит далеко не всем (образно говоря, в компьютерном анализе отсутствует «поправка на ветер»: разные численные модели могут по–разному видеть развитие тех или иных природных явлений), хотя информации весьма полезной и для них там хватает. Показания радаров, например. Однако большую часть данных все же берут у Белгидромета. Одновременно руководствуются и собственным профессиональным арсеналом. Ничего экстраординарного опытный синоптик в имеющемся оборудовании, пожалуй, не найдет. Спрятанные в небольшом белом «домике» два термометра, психрометр для измерения влажности, флюгер на крыше, измеритель высоты облачности (на базе в Барановичах — еще и радиолокатор, благодаря которому можно увидеть движение облаков, грозовые формирования, возможные осадки) — все как у всех.


— Сейчас решается вопрос об использовании нового метеорологического оборудования, созданного на белорусском предприятии «Пеленг», — делится планами начальник метеорологической службы главного штаба ВВС и войск ПВО подполковник Вадим Конопелько.

Роман Лазовой и Вадим Конопелько — лица военной метеорологии.

Новое оборудование работу, конечно, облегчит. Впрочем, главное — не получить голые данные, а грамотно интерпретировать их. «Увидеть за деревьями лес». Ведь непостоянство небесной канцелярии — фактор весьма предсказуемый. Военные метеорологи утверждают: сельскому хозяйству, скажем, не важно, насколько низкая облачность, как и видимость. Авиаторам же нужно знать едва ли не все погодные нюансы. Причем зачастую с раскладкой по часам. Учебники по математике, географии и физике природных явлений — в помощь.

В любом компьютерном анализе погоды должна быть ручная «поправка на ветер».

Роман Лазовой, начальник метеорологической службы 50–й смешанной авиабазы, вводит нас в курс природно–авиационных реалий:

— На безопасность полетов влияют различные погодные факторы. Взлететь можно при любых метеоусловиях, а вот для посадки на нашем или запасном аэродроме погода должна быть соответствующей. Гроза, дождевые осадки, туманы, низкая облачность — не лучшие условия для полетной смены. Весомая причина для отказа — жара. Повышенный температурный фон влияет на состояние техники. Так что когда температура превышает плюс 30, полеты однозначно отменяются. Аэродром между тем аэродрому рознь. Скажем, если в Барановичах ясное небо, в Мачулищах может быть туман. Дело вот в чем. По земному шару постоянно идет перемещение воздушных масс. В нашей стране преимущественно — с запада на восток. Как только воздушная масса пересекает Неман в районе Столбцов, она вбирает в себя из реки влагу: развивается облачность. Метеонаблюдения ведутся в круглосуточном режиме, прогноз постоянно корректируется. Материал накапливается. Каждые пять лет составляется авиационно–климатическое описание аэродрома. И это тоже важнейший фактор. Ведь многие процессы можно объяснить с народной точки зрения. Если человек служит на одном и том же месте долгое время — возможность возникновения природных явлений он может просто предсказать, основываясь на своем опыте.

Дежурный синоптик Сергей Костюк: на точность прогноза влияет не только оборудование,  но и навыки специалистов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Голуб, командующий Военно–воздушным и силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных Сил:

— Точность прогноза имеет большое значение не только для Военно–воздушных сил, но и для артиллерии. Действия этих родов войск в значительной степени зависят от метеообстановки и полноты измерения необходимых параметров. Именно согласно предоставленной метеорологами информации мы определяем, какие экипажи отправлять на задание и с каких аэродромов, на каких летать эшелонах, в какое время суток, где обходить опасное погодное явление, возможно ли обледенение воздушного судна. Помимо всего прочего, нами выполняется и воздушная разведка погоды — для этого в небо предварительно отправляется учебно–боевой самолет с двумя опытными летчиками в кабине, которые визуально оценивают состояние атмосферы.

В ходе недавних учений «Запад-2017» точный  прогноз погоды был очень важен.
Фото белта

СПРАВКА «СБ»

Всего в составе Военно–воздушных сил и войск противовоздушной обороны около тридцати военных метеорологов. Большая часть из них — выпускники гидрометеорологического факультета Воронежского высшего военного авиационного инженерного училища, откуда, к слову, в советские годы в нашу страну отправляли самых подготовленных, окончивших учебное заведение с красным дипломом (Белорусский военный округ считался одним из самых престижных для службы).

КСТАТИ

С военными синоптиками нынче сотрудничают авиация МЧС, Госпогранкомитет, ДОСААФ, а также гражданские аэродромы.

deu@sb.by

Автор фото: Павел ЧУЙКО
Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
Прочитал после слов-Кстати,кто сотрудничает с военными метеорологами и пришёл к выводу,что Белгидромет стране абсолютно не нужен. Какая  экономия выйдет стране,опять же,военным для укрепления матчасти часть отдать.
Минчанин

Смотрю утром перед выходом на работу погоду на трех разных сайтах. Вывожу, думая о том, какую одежду выбрать, для себя что-то "среднестатистическое". Однако все равно не раз попадал в неприятные ситуации, когда мне приходилось мокнуть, хотя утром говорили, что будет сухая погода, или париться в теплой одежде, когда утром говорили, что будет холодно, а на самом деле было достаточно тепло. Из этого я делаю вывод, что доверять можно только своим предчувствиям. Ну или, на худой конец, народным приметам. Да и для маленькой страны может, и не стоит содержать несколько гидрометеорологических организаций - в погонах и без...

Водитель

Промокнуть или перепотеть - это еще полбеды. Куда опаснее, когда в переходный осенний или весенний период гражданские метеорологи неправильно погоду предсказывают. И от этого чуть ли не каждый год у нас "дни жестянщика" происходят. Здесь, кстати, не только синоптиков беда, но и самих водителей, многие из которых откладывают "переобувку" едва ли не на последний момент. Лично я всегда меняю шины, когда днем воздух больше чем до 7 - 8 градусов не прогревается. Но многие ли делают точно так же?

Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?