Примечательно, что в последнее время меняется не только климат, но и отношение к нему даже на обывательском уровне. Если раньше в компании заходили разговоры о погоде, это считалось первым признаком того, что все темы исчерпаны и говорить больше не о чем — скучно, но дипломатично. А сегодня если кто-то и хотел бы не уделять повышенного внимания погоде, она сама о себе сто раз напомнит, потому как стала своенравной экстремалкой: то снег в Греции выпадет, которого там не видели с античных времен, то начинают сверкать молнии посреди зимы, то еще какая-нибудь невидаль...
Показательный факт: народ перестал сочинять анекдоты про синоптиков. В былые времена многие скептически воспринимали прогнозы погоды — мол, раз предвещают солнечную погоду, значит, обязательно надо прихватить с собой зонт. Теперь служители “небесной канцелярии” научились попадать в яблочко — ошибаются крайне редко, особенно если речь идет о краткосрочном прогнозе. Своеобразный индикатор доверия: в Беларуси погоду на ближайшие дни начали запрашивать у метеорологов индивидуальные предприниматели. И охотно платят за такую информацию, поскольку это гораздо дешевле, чем потом подсчитывать убытки от неожиданно возникшего стихийного бедствия. Все внимательнее прислушиваются к подобным предсказаниям и рачительные управленцы погодозависимых отраслей экономики — топливно-энергетического и строительного комплекса, сельского хозяйства, транспорта, коммунального хозяйства и многих других.
Вековые традиции
Капризы погоды люди учились предугадывать с древних времен, понимая, что от этого во многом зависит судьба будущего урожая. В русских летописях первые свидетельства о погоде появляются в описании событий, относящихся ко второй половине IX века. А во второй половине XVII века по приказу царя Алексея Михайловича стали вестись ежедневные записи состояния погоды в Москве и ее окрестностях. После изобретения барометра были предприняты попытки предсказания погоды по измерению атмосферного давления. 1 декабря 1725 года при Академии наук в Санкт-Петербурге начались первые в России регулярные инструментальные метеорологические наблюдения за погодой.
На территории Беларуси метеорологические наблюдения ведутся с начала XIX столетия. Они были организованы в Могилеве, Витебске, Бресте, Бобруйске, Свислочи, Гродно, Горках и Минске. К концу 1890 года насчитывалось уже около 40 пунктов метеонаблюдения. А к первым гидрологическим исследованиям белорусских рек обратились еще в начале XVIII столетия, когда стали осваиваться водные пути и строиться судоходные каналы. В период Первой мировой и гражданской войн метеорологическая и гидрологическая сеть на территории Беларуси была почти полностью разрушена. После окончания военных действий советская экономика затребовала изучения климатических и водных ресурсов республики. В 1926 году в Беларуси были начаты агрометеорологические и аэрологические наблюдения.
Всемирный интерес
Международную метеорологическую организацию учредили в 1872 году. А 11 октября 1947 года была открыта для подписания Конвенция, предусматривавшая образование Всемирной метеорологической организации (ВМО) взамен международной. Советский Союз присоединился к Конвенции 2 апреля 1948 года. Спустя два года — 23 марта 1950 года — она вступила в силу. Этот день и является официальной датой образования ВМО — специализированной межправительственной организации, созданной в рамках ООН. В настоящее время ее членами являются 187 стран, в том числе Россия и Беларусь.
Всемирная метеорологическая организация поставила перед собой много задач, предполагающих, в частности, сотрудничество в создании сети метеостанций и систем быстрого обмена метеорологической информацией, содействие дальнейшему применению метеорологии в авиации, судоходстве, при решении водных проблем, в сельском хозяйстве и других сферах деятельности. Путем координации глобальных, региональных, национальных систем наблюдения и международного обмена гидрометеорологическими данными ВМО позволяет поддерживать межгосударственное сотрудничество в области гидрометеорологии и оперативной гидрологии.
В союзном ведении
Вовсе не ради интеграционной “галочки” Беларусь и Россия взялись двенадцать лет назад за создание единой гидрометеорологической службы. Такая задача была поставлена в Договоре об образовании Сообщества Беларуси и России, подписанном 2 апреля 1996 года. А 18 декабря того же года было утверждено Положение о Комитете Сообщества Беларуси и России по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, который позже стал Комитетом Союзного государства. Все эти годы им руководит совместная коллегия, решения которой принимаются на основе единогласия и обязательны для выполнения гидрометеорологическими службами обеих стран. И, кстати, в статье 17 Договора о создании Союзного государства Беларуси и России записано: гидрометеорологическая служба относится к исключительному ведению Союзного государства.
За двенадцать лет много дождей пролилось, но немалые деньги, выделявшиеся из союзного бюджета на реализацию совместных программ в этой сфере, не ушли, как вода в песок. Комитетом Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды было рассмотрено около четырехсот наиболее актуальных вопросов совместной деятельности гидрометеорологических служб Беларуси и России. В их числе — разработка и внедрение численных моделей прогнозов погоды, новых технологий сбора и обработки информации, радиационно-химического мониторинга природной среды, а также формирование банков данных, подготовка единых нормативно-правовых документов. Состоялся целый ряд выездных заседаний для рассмотрения и практического решения вопросов в отдельных регионах двух стран.
В сугубо деловом формате проходило и 39-е заседание совместной коллегии Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды.
Такие заседания проходят раз в квартал и, как изначально было заведено, их повестка насыщена не дежурными вопросами — все конкретно и “по-взрослому”. Что, впрочем, не удивительно, ведь председательствует на коллегиях руководитель Российской федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) Александр Бедрицкий. Он же является президентом Всемирной метеорологической организации, иными словами — “самый главный в мире по погоде”. Сопредседательствует на заседаниях совместной коллегии директор Департамента по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Мария Герменчук.
Очевидный эффект
В числе приоритетных направлений сотрудничества Беларуси и России в гидрометеорологической сфере — техническое, технологическое, научно-методическое и нормативно-правовое развитие и совершенствование гидрометеорологических служб обеих стран, а в перспективе и их объединение. Цели и задачи тоже обозначены четко: повышение эффективности использования информации о сложившихся и ожидаемых погодно-климатических условиях, опасных и стихийных явлениях, а также данных о состоянии природной среды в интересах Беларуси, России и Союзного государства в целом. “В принципе многие координационные и синхронизационные этапы уже пройдены, основа для создания единой гидрометеорологической службы уже создана, — сказал Александр Бедрицкий. — Как скоро произойдет полное слияние? Ответ на этот вопрос в большей степени зависит от тех, кто делает политическую погоду в Союзном государстве”.
В повестку 39-го заседания совместной коллегии было включено десять вопросов. В частности, были проанализированы результаты рассмотрения Советом министров Союзного государства итогов выполнения второго этапа совместной программы, направленной на совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды (2003—2006 годы). Всего в рамках программы было выполнено 27 проектов, работа по которым осуществлялась путем объединения финансовых, научно-технических, кадровых, вычислительных и информационных ресурсов обеих стран. В своем решении Совет министров Союзного государства отметил эффективность совместной деятельности Российской федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси по существенному развитию научных исследований и работ, связанных с совершенствованием и созданием новых методов и технологий гидрометеорологических наблюдений, сбора, обработки и распространения различных видов информационной продукции, включая прогнозы погоды и штормовые предупреждения, оценку состояния и загрязнения природной среды. Все это позволило повысить качество информации, оперативность ее доведения до потребителей и эффективность использования в погодозависимых отраслях экономики, а также снизить ущерб от неблагоприятных и стихийных явлений.
Программа явилась хорошей основой для продолжения совместных работ в рамках новой программы Союзного государства “Совершенствование системы обеспечения населения и отраслей экономики Российской Федерации и Республики Беларусь информацией о сложившихся и прогнозируемых погодно-климатических условиях, состоянии и загрязнении природной среды” на 2007—2011 годы, утвержденной постановлением Совета министров Союзного государства
№ 8 от 26 апреля 2007 года. Таким образом, в отличие от ряда других “долгоиграющих” союзных программ в данном случае сотрудничество практически не прерывалось, и участники заседания детально проанализировали сделанное в рамках этой программы в прошлом году.
За погодой нужен глаз да глаз
На коллегии были подведены также итоги гидрометеорологического обеспечения и работы системы мониторинга загрязнения природной среды в 2007 году в Республике Беларусь и Российской Федерации. Как отмечалось в докладах специалистов, в прошлом году продолжалась тенденция роста опасных явлений погоды, нанесших значительный ущерб отраслям экономики и жизнедеятельности населения. На территории России количество опасных явлений достигло 436 — на 49 больше, чем в 2006 году. Почти четверть из них пришлась на Южный федеральный округ.
При этом продолжалось повышение оправдываемости краткосрочного прогноза погоды: в 2007-м она составила в России 95,2% (в 2006-м — 94,6%). В целом же минувший год характеризовался теплой погодой с аномалией температуры — на 2,5 градуса выше нормы. Экономический эффект от использования гидрометеорологической информации в различных отраслях экономики достиг в России в 2007 году 16,8 миллиарда рублей (на 1,57 миллиарда больше, чем в 2006-м).
В Беларуси (не стоит забывать, что ее территория гораздо меньше российской) в прошлом году наблюдалось 8 видов опасных гидрометеорологических и агрометеорологических явлений. Оправдываемость суточных прогнозов погоды составила 96%, трехдневных — 93%. Подсчитано, что один рубль, вложенный в развитие гидрометеорологической отрасли, приносит в Беларуси 5 рублей дохода. Так что синоптики свой хлеб даром не едят. Поняли это и союзные чиновники. Если в 1998—2006 годах на реализацию двух этапов совместной программы было направлено почти 58 миллионов российских рублей, то объем финансирования нынешней составляет 131 миллион 833,5 тысячи российских рублей.
— Объединение усилий и концентрация имеющихся ресурсов, создание единого информационного и технологического пространства в области гидрометеорологии позволило с минимальными затратами средств и времени достичь результатов, имеющих важное значение и для России, и для Беларуси, — подчеркнула директор Департамента по гидрометеорологии Минприроды Беларуси Мария Герменчук. — В 2007 году на реализацию мероприятий нашей совместной программы было выделено более 22,5 миллиона российских рублей, на 2008-й предусматривается свыше 24,4 миллиона. Причем в союзную программу включены мероприятия, которые не входят в национальные программы.
Какой прогноз в союзном доме?
— На сотрудничество Беларуси и России в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды не повлияли ни политические аспекты, ни “газовые атаки”, — заявила начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Ирина Наркевич. — И это залог того, что мы называем сегодня обеспечением гидрометеорологической безопасности. Главная задача, поставленная в рамках союзной программы, — оперативное и эффективное обеспечение населения и отраслей экономики различными видами метеорологической информации. И этот информационный продукт должен еще больше работать на укрепление основ Союзного государства. Сегодня у нас уже есть первые ростки — союзные СМИ. Я считаю, что в них должен подаваться не просто прогноз погоды в России и Беларуси как в отдельных странах, а прогноз погоды в Союзном государстве. При этом информация должна черпаться не из Интернета, а предоставляться в рамках союзной программы, чтобы жители обеих стран видели, что такая программа действует, и чтобы они еще в большей мере оценили тот факт, что между нашими государствами нет границ.
Следом за 39-м заседанием совместной коллегии Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды прошла Международная научная конференция, посвященная 60-летию вступления Беларуси и России во Всемирную метеорологическую организацию. А логическим продолжением этих важных мероприятий стало состоявшееся в Минске заседание Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий. На нем был рассмотрен ряд актуальных вопросов, в том числе о ходе реализации двух союзных программ — гидрометеорологической и чернобыльской. Первая, как уже отмечалось, направлена на совершенствование системы обеспечения населения и отраслей экономики Российской Федерации и Республики Беларусь информацией о сложившихся и прогнозируемых погодно-климатических условиях, состоянии и загрязнении природной среды. А вторая предусматривает комплекс мероприятий, касающихся совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.
Выполнение этих программ уже принесло обеим сторонам ощутимые положительные результаты, подчеркнул председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий Владимир Адашкевич. Союзные программы направлены на формирование и реализацию единой политики двух государств по решению целого ряда экологических проблем. Причем они не дублируют, а дополняют соответствующие национальные программы, что позволяет добиться еще большего эффекта в этой сфере деятельности.