В своем деле Николай Козеко — гений...

Небеса обетованные

Специальный корреспондент «СБ» Сергей Канашиц передает из Сочи

В своем деле Николай Козеко — гений. Об этом знают все его коллеги и ученики, но открыто не говорят, потому что Николай Иванович не шибко любит пафос, да и вообще к повышенному вниманию к своей персоне относится без энтузиазма.


В 1972 году 22–летний Козеко стал чемпионом СССР по прыжкам на батуте. Славы и денег это ему не принесло — не футбольный ведь чемпионат выиграл, но Козеко этого и не нужно было. Он не из тех, кто гнался за популярностью и мечтал о первых полосах газет. Натура увлеченная и интеллигент от рождения, он просто фанатично делал свое дело. А когда на свет появился странный и удивительный продукт акробатики и лыж — фристайл, выпускник Белорусского института физкультуры Николай Иванович поддался его удивительному обаянию и задумал сколотить команду. В 1986 году он стал главным тренером сборной БССР, и именно этот момент можно считать точкой отсчета в истории белорусского фристайла. Великого и могучего.


Под руководством Козеко наши фристайлисты завоевали: на Олимпийских играх — два «золота»–2014 (Антон Кушнир и Алла Цупер), «золото»–2010 (Алексей Гришин), «серебро»–2006 (Дмитрий Дащинский), «бронзу»–1998 (Дмитрий Дащинский) и 2002 (Алексей Гришин); на чемпионатах мира — «золото»–2001 (Алексей Гришин), «серебро»–2001 (Дмитрий Дащинский), 2003 (Алексей Гришин) и 2007 (Дмитрий Дащинский и Ассоль Сливец), «бронзу»–1997 (Олег Кулешов) и 2005 (Алексей Гришин).


Обладателями Кубка мира по лыжной акробатике становились Алла Цупер (2002), Дмитрий Дащинский (2006) и Антон Кушнир (2010). Большой хрустальный глобус во фристайле (с учетом трех дисциплин) завоевал Антон Кушнир (2010).


Внушительный список, не правда ли? Устал перечислять. Николай Козеко уже при жизни стал историей, и это не преувеличение.


С ним всегда приятно иметь дело. Поговорить. Пошутить. Узнать новости. Николай Иванович всегда терпеливо объяснит нюансы, не бросает слов на ветер, а всегда видит в каждом вопросе суть и точно бьет в нее ответом. Он обстоятелен, как обстоятельны все его ученики. Не боится рисковать, но знает меру риска в каждом поступке. В своем деле он виртуоз и большой стратег!


В современном тренерском цехе найти фигуру, равную этой глыбе, пожалуй, непросто. С нынешних Игр он привезет домой две золотые медали, которые завоевали его ученики — Алла Цупер и Антон Кушнир. Каждый из них не уставал после победы публично благодарить наставника, отмечая великую заслугу Козеко в своих достижениях. Его ученики — на гребне успеха, о них знают все или почти все, тогда как сам Николай Иванович, как правило, остается в тени. А между тем человек он очень интересный и нетривиальный.


Начну с того, что его бабушка была эмигранткой. Однажды она собрала свой нехитрый скарб и отправилась... в Америку! Там в 1916 году родилась мама Николая Козеко. Как видите, мог бы сейчас Николай Иванович вести к успеху американских спортсменов, но судьбе было угодно сделать так, как она сделала. Бабуля не смогла долго жить вне родины и, обладая характером неспокойным и даже отчаянным (откуда у Николая Ивановича страсть к прыжкам, теперь, надеюсь, ясно?), вернулась в Беларусь, где... создала коммуну! Интересно? Дальше — еще интереснее, но окончание этой увлекательной истории я вам расскажу как–нибудь потом. А пока представлю вам родителей Николая Ивановича, людей тоже в высшей степени достойных.


Отец, Иван Дорофеевич, занимал должность главного редактора Белгосиздата, был литератором и политруком. Исследовал творчество Ивана Мележа, Кондрата Крапивы, работал вместе с Петрусем Бровкой. Как вспоминает Николай Иванович: «Папа был очень серьезным мужчиной, непререкаемым авторитетом в семье. Он много работал, что–то всегда писал и поздно приходил с работы. Жил в своем мире. Мне его внимания очень не хватало... Теперь уж ничего не изменишь, зато осталась в память о нем большая библиотека». Ее, библиотеку, Николай Иванович активно использует. Он вообще очень начитанный человек и может искусно рассуждать на абсолютно любую тему. Будь то лирика Шекспира или философия Канта.


Его мама, Ольга Дмитриевна, была учительницей начальных классов. Но при этом никогда не заставляла делать уроки и никогда их не проверяла. И, что удивительно, до восьмого класса, а класс этот был с углубленным изучением английского языка, Николай учился очень хорошо. А в 1960 году он с головой ушел в акробатику. Ему настолько это нравилось, что прыгал и наяву и во сне.


У Николая Ивановича есть сын. Александр Николаевич. Сейчас он живет в Германии, а окончил университет в Колорадо. Защитил диссертацию, работает над докторской. Обратил на себя внимание как перспективный молодой ученый и получил приглашение на завод «Хонда». Его тема — «Создание искусственного интеллекта».


Николай Козеко, помимо всего прочего, заядлый любитель балета и завсегдатай минского оперного театра. Он — человек прямой и открытый, свою позицию отстаивает всегда, невзирая на ранги и чины. Не юлит и не притворяется. Эти его качества некоторым совсем не нравятся, но он такой, какой есть, и с собой не компромиссы не идет.


Еще Николай Иванович немножко романтик, который очень любит смотреть в небо. Впрочем, там он ищет не звезды, а наблюдает исключительно за тем, как его ученики крутят пируэты. А о том, как они это делают, я написал в начале этого материала.


Советская Белоруссия №33 (24416). Четверг, 20 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter