Один держал, другая резала ножом, а тело выбросили в мусорку: история о жестокой расправе на почве ревности

Не зная пощады

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

То субботнее утро минчанин Олег Воробьев ( здесь и далее имена и фамилии изменены по этическим причинам) вряд ли когда-нибудь забудет. Выбрасывая мусор в контейнер около одного из домов по улице Стахановской, он вдруг обратил внимание на нечто странное. Среди бытовых отходов виднелась… человеческая нога. Олег рассмотрел страшную находку: тело неизвестного было завернуто в покрывало и мешки. Ошеломленный Воробьев тут же позвонил в милицию. Что это? Бродяги решили так похоронить своего умершего товарища? Или все-таки убийство? Но почему избран столь ненадежный вариант для сокрытия трупа? В Минском городском суде мы узнали, чем закончилась та жуткая история, случившаяся в ноябре 2010 года.

Расплата за самоуверенность

Эксперты сразу определили: причина смерти явно криминальная. Оперативники быстро выяснили, кто погибший — 48-летний житель Минска Алексей Бортник. Установить место, где именно все случилось, помогла разыскная собака. Она взяла след и от контейнера привела оперативников к одной из квартир близлежащего дома. Скоро стали известны имена подозреваемых. Сожителей, 42-летнюю Юлию Петрову и 38-летнего Сергея Волкова, милиция задержала в тот же день. Изначально было ясно одно: все случилось 10 ноября в квартире дома по улице Стахановской. Потерпевший — друг пары. Дальнейшие показания фигурантов сильно расходились.

На допросе Волков рассказывал: вернувшись вечером домой, застал там ругающихся Петрову и Бортника. Оказалось, их знакомый, пришедший в гости, приставал к его сожительнице, пытался изнасиловать. Через некоторое время тот заявил паре: забирает Юлию и будет жить с ней. Женщина стала кричать и угрожала зарезать самоуверенного ухажера. Оставшись с Волковым наедине, заявила: Бортника нужно убрать. Якобы он обещал расправиться с парой. После этого дама взяла нож и пошла в ванную, куда позвала гостя. Там нанесла несколько ударов ему в живот, затем передала нож Волкову, чтобы тот тоже поучаствовал в преступлении. Потом женщина вновь забрала орудие убийства и продолжила жестокую расправу. Когда все закончилось, соучастники завернули труп в покрывало и надели на него два мешка. Тело пролежало в квартире около двух дней. А 13 ноября в 3 часа ночи сожители вынесли его на улицу и выбросили в мусорный контейнер. Позже во время судебного заседания Волков и вовсе признает вину только частично. Мол, убийство совершил не он. Побежал на крик, увидел Бортника всего в крови, сидящего в ванной на корточках. Сожительница, угрожая, приказала Волкову держать потерпевшего за руки, чтобы было удобнее наносить удары. Потом заставила соучастника помочь завернуть мертвеца в покрывало. Заметив кровь на своих джинсах, Петрова потребовала выстирать их.

Что же говорила сама Юлия? Ее рассказ серьезно отличался. Утверждала: убийство на почве ревности совершил Волков. Между мужчинами из-за нее произошел конфликт. Хозяин жилья стал выталкивать гостя, потом начал бить на кухне и в прихожей. Бортник падал, у него шла кровь. Женщина кричала, чтобы сожитель прекратил безжалостное избиение. Когда все стихло, Петрова зашла в ванную, где увидела лежащего Бортника. Волков бил того в живот. Ноги мужчины дергались, голова ударялась об стену. Сергей обернулся, кинул Петровой окровавленный нож и крикнул: «Давай!» Однако та побоялась наносить удары. Тогда сожитель продолжил сам истязать друга. А Юлия потеряла сознание. Утром тела она нигде не увидела. Волков пояснил: их приятель ушел... В милицию минчанка сообщать не стала. Якобы боялась Волкова. До 12 ноября она не знала, что тело находится в квартире, пока не появился странный запах. Тогда Петрова начала требовать открыть комнату, где и увидела мертвого Бортника. Сперва Сергей хотел сжечь труп, но женщина не позволила. По ее словам, испугавшись угроз, она помогла избавиться от тела, выкинув его в мусорку.

Перекладывали ответственность друг на друга

Как понять, в чьих словах правда? Важную роль сыграли показания женщины, которая находилась в ИВС с Петровой. Юлия поделилась с новой знакомой некоторыми деталями. Увидев, что Волков напал на их знакомого, она сходила на кухню за вторым ножом и присоединилась к убийству. Сама предлагала сжечь тело, выбросить его в канализационный люк или контейнер. Оперативную информацию вскоре передали следователю. Основание не доверять словам Петровой давало и заключение судебной психолого-психиатрической медицинской экспертизы: характерна гневливость, избегает откровенности, повышенный контроль за ответами, возможно резкое изменение отношения к конкретным людям под воздействием сиюминутных эмоций или обстоятельств, морально-эстетические установки снижены. Также наблюдалась склонность к доминантности и авторитарности.

Ключевое значение в определении степени виновности каждого из фигурантов имела работа судебно-медицинского эксперта. Много противоречивого и непоследовательного было в словах Петровой. Тщательно изучив телесные повреждения, экспертиза заключила, что некоторые травмы, причиненные Бортнику, могли произойти при обстоятельствах, которые описывал Волков. Утверждения женщины опровергались. Но были и обратные примеры, когда подтверждались слова Юлии. Проверка показаний на месте и следственный эксперимент имели аналогичный итог.

Стало понятно: оба просто пытаются снять с себя вину. Давая показания о том, что сами непосредственно ударов ножом не наносили, Юлия и Сергей стремились переложить ответственность друг на друга.

В квартире, где произошло убийство, в ванной нашли выстиранную женскую одежду. Экспертиза показала, что на ней имелись следы, образовавшиеся от динамичных соприкосновений с предметом, загрязненным жидкой кровью. Расположение пятен ставило под сомнение утверждение о том, что кровь попала на одежду во время переноски тела. Были такие же следы и на одежде Волкова.

Все это показывало, что картина преступления выглядела несколько не так, как ее обрисовал каждый из фигурантов: они оба были одинаково виноваты. О том, что обвиняемые совершили убийство совместно и двумя ножами, свидетельствует еще такой факт. Соучастники, избавившись от тела, забрали из квартиры Волкова два последних пригодных для использования ножа и отнесли их в жилье Петровой. Однако у женщины дома имелся свой нож. Чем объяснить необходимость такого действия? Экспертиза нашла сходство травм на теле Бортника с теми повреждениями, которые нанесли этими клинками во время эксперимента.

И Сергей, и Юлия уверяли: не имели возможности обратиться в милицию, так как все время находились вместе. И здесь их слова опровергались. Допрошенная дочь Петровой рассказывала: мать оставалась одна в своей квартире, когда Волков уходил в поликлинику. А во время первоначальных показаний сама фигурантка говорила, что в ночь после убийства одна ушла к себе домой, где находилась до утра. Волков соответственно тоже имел возможность позвать на помощь.

Вина доказана

Исследовав и проанализировав доказательства, судебная коллегия Минского городского суда установила, что обвиняемые преследовали единую преступную цель — убийство Бортника. Причина — внезапно возникшие личные неприязненные отношения. Петрова обвиняла Бортника в попытке изнасилования. Рассказала об этом сожителю. Тот решил проучить приятеля. Осознавая, что причиняют жертве особые страдания и мучения, фигуранты вместе нанесли своему знакомому множество ударов руками и ножами. В области живота и грудной клетки обнаружено 13 ранений. Когда женщина била потерпевшего клинком, ее сожитель держал того за руки, подавляя сопротивление. В результате множественных колото-резаных ранений мужчина скончался на месте.

Юлия вину не признавала, Сергей — частично. На справедливость приговора это не повлияло: 5 марта 2012 года фигуранты признаны виновными в убийстве, совершенном с особой жестокостью, группой лиц. Каждого осудили на 17 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии. Волков — в условиях усиленного режима, Петрова — общего.

zhur@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter