Не зная броду, сунулся в воду?..

Двадцать лет назад правительство страны утвердило Временный порядок отвода земли для организации крестьянских хозяйств. Этот шаг послужил толчком для появления фермеров в Беларуси. По-разному складывалась судьба сельчан, которые первыми решили попробовать самостоятельно хозяйствовать на земле. Одни, получив из общественного сектора сельхозугодья по принципу «на тебе, боже, что мне не гоже», вскоре опускали руки. Другие, наоборот, проявляли удвоенную энергию.

Столинский фермер Михаил Гриб и сыновья убеждены: отношение чиновников к крестьянским инициативам надо менять.

Двадцать лет назад правительство страны утвердило Временный порядок отвода земли для организации крестьянских хозяйств. Этот шаг послужил толчком для появления фермеров в Беларуси. По-разному складывалась судьба сельчан, которые первыми решили попробовать самостоятельно хозяйствовать на земле. Одни, получив из общественного сектора сельхозугодья по принципу «на тебе, боже, что мне не гоже», вскоре опускали руки. Другие, наоборот, проявляли удвоенную энергию.

К числу наиболее настойчивых фермеров можно отнести Михаила Гриба из агрогородка Ольшаны Столинского района. Водитель по профессии, начинал он с теплиц и грядок на приусадебном участке. Выращивал огурцы, томаты, капусту, другие овощи. Помогали Михаилу Васильевичу жена, шестеро сыновей и дочь. Так шло первоначальное накопление капитала. Спустя несколько лет рачительный хозяин смог приобрести три фуры с рефрижераторами и занялся транспортным бизнесом. Доставлял выращенные на Столинщине овощи в Россию, перевозил товары из дальнего зарубежья. Именно за пределами республики, по словам Михаила Васильевича, он и заинтересовался фермерским опытом. Каждый раз примерял на себя: а смогу ли я также организовать дело в своей полесской глубинке? Когда почувствовал уверенность, отважился заполучить 15 гектаров... неудобиц. За свои кровные провел мелиорацию, приобрел необходимую технику. С каждым годом площади под садом, теплицами и овощными плантациями расширялись.

Сегодня за Михаилом Грибом закреплено 150 гектаров земельных угодий. В фермерском хозяйстве «Бродок» 20 тракторов, автомобили «КамАЗ» и «МАЗ», весь необходимый шлейф почвообрабатывающей техники. Гордится хозяин и пятью полностью механизированными хранилищами, в которые одновременно можно заложить на зиму до 6000 тонн плодов и овощей.

— К сожалению, нынче заполним их лишь наполовину, — сетует Михаил Васильевич. — Возводили мощности, надеясь, что расширим угодья. Ведь кадровый потенциал и машинно-тракторный парк позволяют без особых хлопот обрабатывать до тысячи гектаров. Я же со своими 150 гектарами по сравнению с СПК, можно сказать, стою на земле пока на одной ноге.

В нынешнем году рядом с местечком Высокое «Бродку» выделили 50 гектаров под закладку сада. В народе это место называют «копанками». Земля, осушенная когда-то кустарным способом, давно уже не используется. Тем не менее семейство Михаила Гриба и этому участку радуется. Михаил Васильевич вместе с сыновьями Василием, Иваном и Максимом буквально днюют и ночуют на новом объекте, где приводят в порядок дренажные системы, делают грунтовую подсыпку и выравнивают участок. Дети фермера, освоив механизаторские профессии, во всех делах подставляют плечо отцу.

— Горжусь сыновьями, — отмечает Михаил Васильевич. — Надеюсь, что они, с детства привычные к труду, достойно продолжат фермерские традиции. Дети имеют уже свои семьи, а значит, пришла пора и им, как это водится у птиц, становиться на крыло.

Однако, по мнению Михаила Гриба, при нынешнем отношении к фермеру отдельных чиновников сделать это довольно непросто. Сказывается неравенство в условиях работы сельхозпроизводителей. Фермеры получают зачастую бросовые земли, с плодородностью, не превышающей 24—25 баллов (у СПК плодородность земли начинается от 30 баллов). Не столь высок и уровень государственной поддержки. Провозглашаются равные принципы хозяйствования, но на деле их нет. Из бюджетов всех уровней поддержка сельхозпредприятий в среднем на один гектар составляет 212 долларов. Фермерским хозяйствам она на несколько порядков ниже.

Такой подход во многом определяется сложившимся мнением, что крестьянское хозяйство способно обрабатывать не более 100 гектаров земли. Но оно крайне ошибочно! В США, к примеру, на фермера, который работает со своей семьей и несколькими наемными работниками, сегодня приходится до тысячи гектаров. Вот Михаил Гриб и живет надеждой, что белорусские чиновники-аграрии наконец-то поймут, насколько важна частная инициатива в сельхозпроизводстве. Мы же пожелаем сыновьям Михаила Васильевича прочно стать на ноги и достойно продолжить семейные фермерские традиции.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

НА СНИМКЕ: Михаил ГРИБ (второй справа) с сыновьями Максимом, Василием и Иваном.

Фото Николая ПОГРЕБНЯКА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter