Не зная броду, не лезь в воду

Без воды человек жить не может, а в воде не может жить.
Без воды человек жить не может, а в воде не может жить. Эта аксиома известна даже ребенку. Но выстраданный многими поколениями горький опыт, к сожалению, впрок не идет. Можно ли сделать наши реки и озера безопасными для отдыхающих? На этот и другие вопросы "СБ" отвечает "главный спасатель" страны, председатель Республиканского совета ОСВОДа Анатолий ГОЛУБ.

- Анатолий Иосифович, по статистике, на Западе на каждые 100 тысяч населения приходится 2-3 случая утопления, у нас же - около 10. Чем можно объяснить такое печальное лидерство?

- Мы, в отличие от европейцев, учитываем все случаи гибели людей, в том числе и в быту. Если исключить утонувших в ваннах, колодцах, бочках, тазах, канавах, лужах, отстойниках и болотах, то получится, что в Беларуси гибнет не более 5 человек на 100 тысяч населения. Но и это, безусловно, тревожный показатель. Основные причины трагедий - нарушение правил поведения на воде, употребление спиртного, приступы различных заболеваний. За год лишь девять взрослых и четыре ребенка погибли из-за неумения плавать. А всего с начала этого года вода унесла жизни почти 800 человек! Отмечу, что в официально открытых для купания 96 зонах отдыха, которые находятся под охраной спасателей, произошел лишь один случай гибели человека. Остальные - вне таких мест. Кого винить в этой ситуации? Вот если бы в нашей стране на каждую тысячу жителей приходился один бассейн, как в Европе, а не на сто тысяч, как сейчас, то люди не бросались бы к речкам, прудам и прочим не приспособленным для плавания местам.

На мой взгляд, акцент необходимо делать на профилактической работе. Правильность этого подхода подтвердил и прошедший июль, когда в водоемах погибли 267 человек, в то время как в столь же знойном июле минувшего года - 596. Нужно создавать первичные организации общества на промышленных предприятиях, в учреждениях образовательной системы, чтобы как можно больше людей ознакомить с правилами поведения на воде. Не каждый человек может спасать тонущих, но все могут оказать посильную помощь ОСВОДу.

- Еще в 1998 году правительством была принята программа строительства новых спасательных станций. Как она выполняется?

- На сегодняшний день новые станции уже должны были начать работу в Кобрине, Браславе, Лиде, Лоеве, Новолукомле, Жлобине, Гродно, Могилеве и на минском водохранилище Дрозды. К сожалению, все объекты из-за недостатка финансирования недостроены. Не могу сказать, что местные власти не идут нам навстречу, но скудность средств не позволяет быстро завершить работы. С другой стороны, в том, что строительство превратилось в долгострой, есть и наша вина. Разумнее было бы разработать типовой деревянный домик станций, а не затевать стройки, которые оказались нам не по силам.

- Предполагаю, что ОСВОД испытывает трудности и с материально-техническим обеспечением.

- Главные наши помощники - катера "Амуры" - отслужили по два-три эксплуатационных срока, а парк судов обновляется медленно. Скажем, новый "Амур" стоит более 7 тысяч долларов. Но сидеть сложа руки в ожидании лучших времен также непозволительно. Поэтому 2 года назад мы заказали ООО "Траянда" разработку проектной документации по реконструкции старых "Амуров". Руководивший работами на Гомельском судоремонтном заводе Андрей Ветохин прекрасно справился с задачей. Год испытаний катера на водохранилище Дрозды показал, что он идеально подходит для спасателей: мощному импортному подвесному мотору не страшны мелководье и водоросли, освободившееся место в кокпите позволяет оказывать медицинскую помощь сразу двоим потерпевшим. Да и переоборудование судна обходится дешевле покупки нового, который, кстати, не слишком-то и отвечает специфике работы спасательных служб. Финансовую поддержку этого проекта оказал председатель Мингорисполкома Михаил Павлов, за что я ему безгранично благодарен. Надеюсь, что в следующем году власти всех областей изыщут возможности для реконструкции стареньких "Амуров".

Самая же большая наша проблема - нехватка горючего. На каждую спасательную станцию государство выделяет ежегодно тонну бензина. Протяженность некоторых зон отдыха доходит до двух и более километров. Поэтому из-за нехватки топлива профилактические объезды пляжей проводятся редко, чаще катера спешат на помощь уже терпящим бедствие. А я очень хочу, можно сказать, мечтаю, чтобы суда каждые 15 минут объезжали всю акваторию. Потому что жизнь человека в нашей работе - превыше всего...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter