Будут падать: почему дроны-курьеры не смогут заменить людей в сфере доставки товаров?

Не ждите пиццы с небес

Недавно посетил фестиваль авиационного спорта #ПРОНЕБО, который прошел под Минском. Было на что посмотреть. Разумеется, не обошлось без запусков дронов. С одним из любителей этой миниатюрной авиации у меня завязался спор. Собеседник утверждал, что в ближайшие годы беспилотники будут массово использоваться для доставки товаров, и профессия курьера станет анахронизмом. Техника будет приносить пиццу на подоконник или пакет документов прямо на офисный стол. Я же, вспомнив разговор с авторитетным экспертом в сфере беспилотников, придерживался иного мнения. Позиция оппонента мне показалась, мягко говоря, ошибочной.

Да, квадрокоптеры используются при поиске пропавших грибников, для обнаружения браконьеров, пожаров и даже заводов по производству самогона. Но в большинстве случаев они — просто модные игрушки. Которые, если разобраться, набрали популярность благодаря развитию видеотехники, когда миниатюрные камеры стало возможным прикреплять на небольшие винтокрылые машины.

КОЛЛАЖ МАКСИМА ШНИПА

Конечно, одноразовые курьерские полеты совершить можно. Их уже и делают. Например, есть факты, когда беспилотники использовали в качестве курьеров для доставки той же пиццы или почты. Однако в основном все это рекламные ходы или попытки использовать новую технологию для каких–то частных случаев, когда нет иного решения. Но говорить о том, что в ближайшие годы профессия курьера станет невостребованной, а над городами будут сновать сотни жужжащих устройств, разносящих посылки, безусловно, рановато.

Идея доставки по воздуху продвигается во многих странах мира. На первый взгляд все действительно выглядит просто. Человек покупает в интернет–магазине нужную вещь. В качестве способа доставки выбирает — «дроном». В считаные минуты беспилотник примчится по указанному адресу и аккуратно приземлится на подоконнике — принес коробку с парой кроссовок. Кажется, удобно всем. Клиенту не нужно долго ждать прибытия заказа, да и пунктуальность будет выше, чем при перевозке посылки наземным транспортом. Поставщику услуги тоже вроде выгодно: можно сэкономить на зарплате курьерам и покорить потребителя скоростью и удобством сервиса.

Воплотить вышеописанное в жизнь куда сложнее. У нас реализовать такую идею пока не позволяет законодательство. Но только ли в нем дело? Похоже, громкие заявления о скором появлении такого вида доставки — лишь способ привлечь к себе внимание. В Белорусской федерации беспилотной авиации я узнал, почему не стоит ждать массового появления БПЛА–курьеров в ближайшие годы не только у нас, но и вообще в мире. Заместитель председателя совета БФБА Глеб Бондарик проводит запуски мультиротора около 5 лет, делает это практически каждый день. Опытный в вопросе беспилотников специалист делится своим мнением:

— На самом деле данная идея несет в себе мало практического смысла. В большей степени это просто маркетинговый ход. Сегодня организовать доставку технически не составляет сложности. Но существуют определенные факторы, не позволяющие это сделать. Первый — большая аварийность беспилотников, которая может доходить до 20% от всех запусков. Если учесть, что при реализации этой задумки множество БПЛА будут хаотично летать над головами людей, то, согласитесь, возникнут проблемы с точки зрения безопасности. Второй момент — весьма дорогостоящая организация доставки. Допустим, посылка с кроссовками «по небу» будет стоить не меньше самой обуви. Ведь сам беспилотник — это недешево. Но гораздо больше расходов потребует организация огромной системы наземной инфраструктуры, к которой летательный аппарат будет привязан. Первым делом надо создавать ее, иначе происшествий в небе не избежать. Это в том числе установка специальных датчиков, маяков, на которые будет ориентироваться БПЛА в случае пропажи GPS–сигнала. Такое положение дел просто экономически невыгодно. Ни одна страна не может этого себе позволить. Еще можно понять доставку от точки до точки, но это абсолютно другое. Там однократные полеты. Возвращение на базу происходит после каждой посылки. И прибывает летательный аппарат не на подоконник, а скорее в условное место. Допустим, в парке. Но ведь и тогда надо выходить из дома, чтобы забрать покупку.

Третий аспект касается правовой сферы. Нужны многочисленные разрешения, сертификаты... Представитель БФБА говорит, что для согласования пробных полетов в автоматическом режиме необходимо обращаться во множество инстанций. Запуск беспилотника — это также большая регламентная процедура.

Мой собеседник говорит, что в большинстве стран прекрасно понимают, что подобные проекты не имеют практического смысла. Это коммерческий ход:

— На что только не идут люди, чтобы заработать, красиво подав свои проекты. Вот еще один пример. Недавно видели новость о появлении агродрона. На обыкновенный беспилотник просто нацепили небольшую мультиспектральную камеру, с которой удобно анализировать состояние полей и культур. И заявляют о создании «нового» вида БПЛА... К сожалению, предприниматели зачастую ищут только возможность заработать. А вот поучаствовать в законотворческом процессе, когда об этом просят депутаты, им неинтересно.

Вообще же Глеб Бондарик уверен, что в будущем беспилотники действительно станут ближайшими помощниками человека. Просто пока уровень технологий не позволяет сделать этот процесс безопасным не только у нас, но и везде в мире.

Как видим, для массового использования дронов–курьеров существует слишком много преград. Особенно теперь, когда дроны стали орудием покушения на президента Венесуэлы. Кроме безопасности, есть масса других проблемных мест. Например, летающие курьеры могут упростить работу для наркоторговцев. Зачем делать опасные закладки, если можно, не вызывая подозрений, доставить товар по воздуху? Это касается и других нелегальных посылок. К слову, в прошлом году произошел необычный побег из тюрьмы в США. Осужденный использовал кусачки, которые ему доставил беспилотник. А как же частная жизнь? Ведь БПЛА, доставляя посылку одному из жителей дома, в любом случае заглянет своей камерой в окна соседей. Так и домушники смогут определять, насколько «богатая» квартира и есть ли в ней кто–нибудь. Маловероятно, что и сами поставщики услуг и товаров будут рассматривать такую доставку как основной способ. Одна машина может везти десятки посылок сразу. А сколько авиамоделей потребуется для такого количества? Эти и многие другие моменты явно осложнят работу по претворению в жизнь идеи летающих курьеров.

Кстати

В апреле запуск дрона–курьера у наших восточных соседей едва не закончился ЧП. В «Почте России» попытались использовать беспилотник для доставки посылок. В Улан–Удэ состоялся тестовый запуск. Полет длился недолго. БПЛА на скорости врезался в стену здания и рухнул в опасной близости от случайных прохожих. Позже одной из причин падения назвали большое число вайфай–передатчиков в районе запуска.

zhur@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter