Сергей Безруков — о 130‑летии со дня рождения Есенина и наследии «последнего поэта деревни»

Не жалею, не плачу...

Выставка «Сергей Есенин. Бесконечная легенда», открывшаяся к 130‑летию поэта в Российской академии художеств, будет показана в Минске.

Сергей Безруков: Меня назвали в честь поэта, я вырос на поэзии Сергея Есенина.
РИА НОВОСТИ

Экспозиция подготовлена Народным музеем Сергея Есенина в Воронеже. В числе экспонатов — первый прижизненный сборник стихов «Радуница», выпущенный в 1916 году, письмо с фотографией возлюб­ленной Есенина, танцовщицы Айседоры Дункан, рукопись поэмы «Черный человек»...

Отдельный стенд занимают экспонаты, подаренные народным артистом России Сергеем Безруковым. Среди них — дверной колокольчик, которым пользовался Есенин, когда проживал с Айседорой Дункан в доме, предоставленном ей советским правительством после приезда в Россию в 1921 году. Безрукову этот колокольчик достался от племянницы поэта Светланы Петровны Есениной. Также Безруков подарил музею прижизненное издание произведений Есенина: два номера редкого журнала имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В память о «последнем поэте деревни» артист представил на вернисаже моноспектакль «Хулиган. Исповедь»...

— В чем уникальность выставки?

— Здесь первое собрание живописи, которое экспонируется в таком масштабе. Советую внимательно отнестись к каждой картине. Картина — не просто застывшее мгновение, как фотография, а очень сильная эмоция, пробирающая до мурашек.

Я часто бываю и выступаю в Воронеже, здесь любят культуру. С почетным членом Российской академии художеств Владимиром Бубновым в 2006 году мы открыли памятник Есенину — это потрясающая работа скульптора Анатолия Бичукова. Как-то я обмолвился, что нужно создать современный музей Сергея Есенина. Прошло время, и он появился — Дом с котелком, где окна — как фонари. Музей открылся 23 марта 2012 года.

— Когда к вам «пришел» поэт?

— Меня назвали в честь поэта, я вырос на его поэзии. Мой отец Виталий Безруков был первым исполнителем роли Есенина в кино. Он сыграл Есенина в опере «Анна Снегина» Владислава Агафонникова. Потом были пробы в фильме «Пой песню, поэт». В год столетия со дня рождения Есенина отец предлагал к постановке свою пьесу про поэта. Но Владимир Алексеевич Андреев, художественный руководитель театра им. Ермоловой, который был председателем жюри на Всероссийском конкурсе чтецов им. Яхонтова, где я получил первую премию, сказал, что уже приняли к постановке пьесу Нонны Голиковой. Он-то и пригласил меня на роль поэта в этой пьесе. Я сыграл Есенина в спектакле «Жизнь моя, иль Ты приснилась мне» на сцене театра имени Ермоловой. Мне было 22 года. Именно за роль Есенина я получил государственную премию РФ. Вскоре я вернулся к образу поэта, поставив спектакль-мистерию «Хулиган. Исповедь». Мы с ним объехали Россию и страны СНГ.
Спектакль пользуется большим успехом, потому что все, что создаем о Есенине, мы делаем с огромной любовью.
— В этом году не только 130 лет со дня рождения Есенина, но и 100 лет со дня его смерти. Благодаря вашей поддержке вышла уникальная книга «Не умру я, мой друг, никогда».

— Много лет идет борьба за раскрытие истинных обстоятельств его гибели (об этом на выставке есть картина художника Александра Быстрова. — Прим. авт.). Его отпевали в трех храмах Константинова, Москвы и Санкт-Петербурга. Правда — часть нашей культуры. Убежден, что поэта убили. В книгу входят протоколы допросов, газетные статьи тех лет, юридические документы, интервью со Светланой Петровной, документалистами, которые сняли фильм о гостинице «Англетер» накануне ее сноса в 1987 году.

— Вы бывали в ней?

— Я всегда боялся заходить в пятый номер «Англетера» даже в студийном павиль­оне «Мосфильма». Как-то пришел один и ощутил панический страх. Есенин не рядовой человек, он — национальный гений. Вот почему мы добиваемся, чтобы его смерть считали не частной историей.

— Вы частый гость в Беларуси, не раз принимали участие в «Славянском базаре в Витебске». Ваша первая военная роль была на «Беларусьфильме» в картине режиссера Франскевича-Лайе «В июне 41‑го».

— Съемки проходили в Смолевичах, в 40 километрах от Минска, где находится натурная площадка «Беларусьфильма». Мой герой, лейтенант погранвойск Иван Буров, первым встречает войну на польской границе на заставе «Дамба». А мой отец сыграл начальника погранзаставы. Это рассказ о первых днях войны на погранзаставе на западной границе Беларуси и Польши. Мой дед — ветеран войны, воевал в моторазведке на Курской дуге, в Кенигсберге. Ушел на фронт всего в 17 лет. Был контужен, но до конца выполнил воинский долг.

— На экраны Союзного государства выходит фильм «Момент истины» Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева по роману Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого». Это четвертая экранизация романа. Зрители до сих пор помнят вторую экранизацию белоруса Михаила Пташука «В августе 44‑го...» с Владом Галкиным, Евгением Мироновым и лауреатом премии Союзного государства Алексеем Петренко. Фильм рассказывает о завершающем этапе операции по освобождению Беларуси «Багратион».

— Я сыграл роль капитана Алехина. Это крутая масштабная картина, сделанная по современным технологиям. И в то же время в фильме у каждого героя тонкий психологический рисунок. Это военная драма.

Татьяна Хорошилова

sh@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter