Не заставляйте ребенка быть «взрослым»!

О том, необходимо ли творческое развитие для малышей, «Сельчанке» рассказала Екатерина КАМИНСКАЯ, социальный педагог-психолог

— Говоря о творчестве, не забывают упомянуть такие понятия, как талант и гениальность. И существует множество теорий и исследований на эту тему. Некоторые считают, что все дети гениальны от рождения, и если не подавлять их способностей, а всячески поощрять, можно подарить миру новых Леонардо или Шекспира. К сожалению, это не совсем так. Да, таланты есть у каждого человека от рождения, их можно и нужно развивать. Но зачастую родители не хотят видеть истинных пристрастий ребенка, а придумывают для него «таланты» сами.

Вообще, истоки творчества находятся в субъективном эмоциональном опыте раннего детства. И для того чтобы воспитать способность к творческому подходу в ребенке, необходимо измениться самим взрослым. Родители порой слишком скованны, боятся играть, веселиться вместе с малышом, постоянно соблюдают и навязывают ему «правила взрослого поведения». А ведь, поощряя творчество ребенка, нужно понимать, что многое он видит по-своему. Мир в его восприятии выглядит совсем иначе! Поэтому, обучая малыша, не следуйте стереотипам, даже если у кого-то из знакомых был положительный опыт «именно такого» обучения. Исходите из задатков вашего ребенка.

Игры — главное и самое важное занятие в детстве. И чем меньше у ребенка игрушек, тем более развито будет его воображение. Стоит избегать предметов, где уже все придумано за него, как, например, в книжках-раскрасках. Конечно, разные мозаики и игры типа «сложи узор» развивают внимание и усидчивость, но лучше просить маленького человека самостоятельно придумывать картины, узоры и сюжеты. Малышей нужно учить играть, показывая, что делать с той или иной игрой, но ни в коем случае нельзя препятствовать их самостоятельности, слова «неправильно» вообще неприменимы к творчеству, особенно детскому. Делайте игрушки вместе с ребенком, придумывайте сюжеты для игр. Совместные сочинения сказок или стихотворений, игра в рифмы с годовалым малышом формируют творческую активность, тренируют память, эмоции и стремление к познанию мира.

Рисовать детки могут уже с шести—восьми месяцев, если, конечно, дать им такую возможность. Но многим крохам это станет интересно после года, а кому-то и после двух. Ведь каждый ребенок — уникальная личность.

Предоставляя малышу возможность рисовать, подумайте о формате бумаги, предложите крохе на выбор большие и маленькие листы. Пусть он выберет сам, как любой художник, формат будущей картины. Идеальные материалы для раннего творчества — глина, бумага для вырезания, цветная бумага, песок, пластилин, соленое тесто, камушки, перышки, макароны и крупы... Сначала малыш познакомится с материалом, изучит то, что ему дали, потянет в рот. Затем он с удивлением наблюдает за изменениями формы, появлением рисунка — это само по себе ценный опыт. Потом он начинает понимать, что сам является тем действующим началом, которое приводит к изменениям на бумаге. Здесь важно соблюдать меру, сочетая самостоятельность с общением и обучением, которое призвано ему помогать. Главное, помнить — и родитель, и ребенок друг для друга и учитель, и помощник. В детском творчестве не может быть лидеров и всезнаек!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter