Не засевать бы гектар ассигнациями...

Основной целью и главным приоритетом социально-экономического развития АПК, как сказано в недавно опубликованном проекте Основных положений программы социально-экономического развития республики на 2011—2015 годы, должен служить эффективный агропромышленный комплекс. А одним из важнейших направлений по повышению его эффективности является переход на интенсивный путь развития и внедрение передовых технологий.

Противоречивое единство науки и производства подкорректирует законопроект о государственной инновационной политике.

Основной целью и главным приоритетом социально-экономического развития АПК, как сказано в недавно опубликованном проекте Основных положений программы социально-экономического развития республики на 2011—2015 годы, должен служить эффективный агропромышленный комплекс. А одним из важнейших направлений по повышению его эффективности является переход на интенсивный путь развития и внедрение передовых технологий.

Противоречивое единство науки и производства подкорректирует законопроект о государственной инновационной политике

В соответствии с проектом Государственной программы укрепления аграрной экономики и развития сельских территорий на 2011—2015 годы совокупный объем валовой продукции сельского хозяйства к 2015 году должен увеличиться на 45 процентов, при этом производство зерна, молока и мяса должно составить соответственно 12, 10,7 и 2 млн. тонн. Однако увеличивать валовые объемы сельскохозяйственной продукции любой ценой не имеет особого экономического смысла, потому как тогда непропорционально возрастает себестоимость произведенного товара. Кстати, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, рентабельность реализованной продукции, работ и услуг сельскохозяйственных организаций за январь—август 2010 года составила 4,7 процента против 5,5 процента за аналогичный период прошлого года.

25 ноября будут проведены парламентские слушания «Стратегия инновационного развития экономики Республики Беларусь и роль науки и образования в этом процессе». Среди обсуждаемых проблем важное место будет уделено разрабатываемому в настоящее время проекту Закона «О государственной инновационной политике в Республике Беларусь».

Преобладание валовых показателей развития сельского хозяйства, которыми мы руководствовались при оценке аграрной отрасли и которые действительно имели важнейшее значение на первых этапах развития АПК, в настоящее время не ориентирует товаропроизводителей на укрепление экономики, поскольку первенство отдается производству не экономически наиболее целесообразных товаров, а дающих наибольшие объемы.

Создающийся при этом дефицит финансовых средств на капитальные вложения и оборотные средства покрывается за счет кредитов и инвестиций государства. Объемы такого финансирования с каждым годом возрастают как в целом по отрасли, так и на единицу земельной площади. В последние годы размер государственной поддержки АПК достиг в эквиваленте примерно 240 долларов США на гектар. Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что по нашим традиционным технологиям мы, за исключением, конечно, отдельных передовых хозяйств, тратим на единицу произведенной продукции в два, а то и больше раз суммарной энергии по сравнению с сельхозпроизводителями стран Западной Европы. Поэтому дополнительными индикаторами продовольственной безопасности, которую наша страна, безусловно, достигла, должны стать низкие издержки и приемлемый уровень рентабельности производства.

Если рассматривать задачи достижения нового качества аграрной отрасли в рыночных условиях хозяйствования, то, в первую очередь, следует выработать комплекс организационных и технологических мероприятий по инновационному развитию агропромышленного комплекса.

Важнейшим фактором, обеспечивающим качественный прорыв в отечественной экономике, является «формирование рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования», отметил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию республики.

Безусловно, проблема повышения экономической эффективности аграрной отрасли требует концентрации ресурсов на прорывных направлениях новых технологий, усиления инновационной и инвестиционной активности, разумного воздействия государства на экономическую динамику при обеспечении нового качества ее развития.

Особо актуальной в этой связи становится продуманная инвестиционная деятельность государства в сельскохозяйственную отрасль, потому как невозможно добиться устойчивого роста производства продукции без масштабных инвестиций. Интенсивный путь развития как раз и связан не с уменьшением, а с увеличением затрат, к примеру, на единицу земельной площади или условную голову скота, чтобы, существенно увеличив продуктивность, снизить себестоимость производимой продукции.

При этом разумная государственная поддержка может осуществляться не только в форме прямых бюджетных вложений в создание и освоение нововведений, но и косвенно — с помощью льготных кредитов, таможенных и амортизационных льгот и т. д. Повышение  удельного веса льгот, способствующих формированию благоприятного климата, является общемировой тенденцией. К примеру, в ФРГ соотношение прямого финансирования и совокупности льгот для научной и инновационной деятельности за последние 20 лет изменилось от 15 до 2,4 раза.

Что же касается нашей страны, то в настоящее время в республике действует более 50 нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих непосредственно инновационную деятельность. Однако они носят разрозненный характер, регулируют отдельные элементы инновационной деятельности, не скоординированы в единую систему правовых средств по стимулированию создания и реализации инноваций.

Поэтому для комплексного рассмотрения вопросов, связанных с развитием инновационной деятельности, 25 ноября будут проведены парламентские слушания «Стратегия инновационного развития экономики Республики Беларусь и роль науки и образования в этом процессе». Среди обсуждаемых проблем важное место будет уделено разрабатываемому в настоящее время проекту Закона «О государственной инновационной политике в Республике Беларусь». Этот законопроект призван установить правовые формы осуществления инновационной деятельности, определить основы формирования и реализации государственной инновационной политики, формы и условия предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности.

Создание организационно-экономического механизма, позволяющего обеспечить противоречивое единство сфер науки и производства, является важнейшей современной проблемой не только для Беларуси, но и для абсолютного большинства развитых стран. Вот почему значение вышеназванного законопроекта для динамичного развития отечественной экономики, в том числе и сельскохозяйственной отрасли, невозможно переоценить.

Важнейшим условием  постановки сельского хозяйства на рельсы инновационного развития является и укрепление взаимодействия между Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Национальной академией наук и Государственным комитетом по науке и технологиям. Оно должно быть очень тесным на всех стадиях инновационного процесса.

Формируется новая государственная научно-техническая программа, которая должна прийти на смену ГНТП «Агропромкомплекс — возрождение и развитие села». Очень важно, чтобы в ее составе были исключительно актуальные и востребованные аграрной отраслью задания, внедрение которых в производство обеспечит инновационный прорыв, а не только удовлетворение научного любопытства исследователя за государственный счет.

Сергей КРЫЖЕВИЧ, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по аграрным вопросам

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter