Не замалчивать проблемы. В Таможенном кодексе России, Беларуси и Казахстана пока больше вопросов, чем ответов

14 сентября в ТПП РФ прошел круглый стол на тему: «Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Достижения и перспективы». Судя по тому, что в зале в буквальном смысле этого слова яблоку негде было упасть,  тема взволновала многих. А сам круглый стол собрал около 100 участников (не считая представителей СМИ)  из самых различных ведомств – от представителей самой ТПП (причем из самых разных регионов России) и Минэкономразвития до руководителей крупных корпораций и таможенников.

Как сразу было подчеркнуто, одним из ключевых направлений интеграции в рамках Евразийского экономического сообщества является формирование Таможенного союза. На первом этапе достигнута договоренность о создании Таможенного союза трех государств – наиболее близких по уровню развития и структуре экономик: Беларуси, Казахстана и России. Заключенные межгосударственные соглашения и реализованный комплекс мероприятий в данной сфере существенно улучшили условия для активного вовлечения деловых кругов в торгово-экономическое взаимодействие между этими странами.
А дискуссия по указанной тематике способствовала более глубокому пониманию участниками принятых мер в этом направлении, всех преимуществ и выгод, которые могли бы быть получены хозяйствующими субъектами и экономическими структурами от создания таможенного союза, перспектив дальнейшего развития экономической интеграции. Кроме того, участники круглого стола получили возможность наладить полезные деловые контакты, расширить диапазон своих представлений об интеграционных процессах в рамках ЕврАзЭС, наметили новые направления расширения своих бизнес-планов в свете открывающихся возможностей.
Открыл круглый стол вице-президент ТПП Сергей Катырин. И вступительное слово отнюдь не было бравурным или ободряющим. Скорее наоборот. Подписание Таможенного кодекса Союзного государства России, Беларуси и Казахстана должно состояться в Алма-Ате уже 25 сентября, а в документе еще столько неясного, что даже специалисты не могут найти ответы на многие вопросы.
Главная проблема в том, что упомянутый выше документ не является основой для образования Союза, а как бы следует за ним вдогонку, и  внесение в Кодекс поправок – как выразился г-н Катырин, «в досыл» – неминуемо. Причем не только с российской стороны, но и со стороны других государств, в Союз вступающих.
Второй вопрос: как отразится новое таможенное соглашение на торговых соглашениях России, Беларуси и Казахстана с партнерами из других стран, которые в данный момент находятся «в режиме наибольшего благоприятство-
вания»? И на этот вопрос ни-каких разъяснений пока никто не дает.
Как будет осуществляться перенос «таможенных границ»? Имеется в виду перенос таможенных служб на внешние границы Союзного государства? Как будет производиться кадровое наполнение новых структур? Как быть с таможенными складами?
Каким образом, вопрошает Катырин, удастся разрешить весьма серьезную проблему конкуренции: ведь на внешнем рынке у России, Беларуси и Казахстана совпадает соответственно 60 и 90 процентов экспорта? Проблему эту, считает вице-президент ТПП, замалчивать нельзя. А как сделать так, чтобы не наступать друг другу на пятки? Опять же – разработать и внести изменения в Кодекс. Нужен координационный совет для трехстороннего диалога по данной проблеме, нужны диалоги крупных предпринимателей всех трех стран. «Возможно, по ходу дела многие вопросы будут сниматься, – признал Сергей Катырин, но тут же уточнил: – Но пока они есть».
Вопросы есть и у специалистов Федеральной таможенной службы. Например, кто и как будет осуществлять таможенный контроль? Наши, российские контролеры на внешние границы Союза не поедут. Равно как и белорусские не будут работать на границе Казахстана со среднеазиатскими республиками и Китаем. При этом Россия отменяет некоторые линии контроля. А некоторые, наоборот, советует своим партнерам ввести. Например, в Беларуси нет фитосанитарного контроля, его придется создавать. В интересах России и Казахстана.
Однако главная проблема – шестиступенчатая (!) система управления, состоящая из шести различных уровней документов всевозможного ранга. Такие документы будут присутствовать со всех трех сторон, и не дай бог, если у аналогичных документов может быть допущена различная трактовка! Все-таки Кодекс – это, по сути, международный договор. Так что все документы надо привести к единому знаменателю. Необходима переработка множества актов.
Как подчеркивали собравшиеся, процесс создания таможенного союза в Европе растянулся на 40 лет, и началу процесса предшествовали 11-летние переговоры и консультации. В России – если считать с момента создания первого Таможенного союза – процесс идет 15 лет. В случае с созданием тройственного Таможенного союза государств СНГ все решено «втиснуть» в 2,5 года. Однако после всех вопросов, прозвучавших на круглом столе – а немалая часть их осталась без ответа, – невольно возникает еще один вопрос: нужна ли такая спешка?..
Да, Союз нужен и важен. Но не превратятся ли первые месяцы и годы его работы в бюрократическую чехарду? Законы в России последних лет принимаются трудно, практически ни один из них не обходится без многочисленных поправок и пояснений. А тут предстоит, по сути, объединить практически законодательства трех независимых государств! Так может, имеет смысл чуть помедлить на старте, а потом взять с места быстрее?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter