Почему во время сильных дождей в Минске до сих пор подтапливает улицы? |
Несколько осенних ливней показали, что превращаться в каналы минские улицы способны не только летом: потоки воды после сильного ночного дождя лично наблюдала по пути на работу на улицах В. Хоружей и Я. Коласа. Но ведь в столице уже несколько лет ведется строительство новых дождевых коллекторов, с которыми связывают надежды на прекращение подтоплений. Тем не менее «разливы» случаются даже осенью. Как сегодня идет процесс расширения сети минских ливневок? Когда же проектировщики и строители смогут совладать со стихией? За ответом мы отправились в КИУП «Гордорстрой» — это заказчик строительства ливневой канализации Минска. |
К настоящему времени построены первая, вторая и третья очереди коллектора «Центр», рассказали там. А именно участок от Веснянки до Дворца спорта — дублирующая нитка существовавшей с 1970-х годов дождевой канализации. С ее помощью удалось облегчить проблему подтоплений проспекта Победителей в районе Дворца спорта, а также улиц Мельникайте и Немига, отмечают специалисты. Но делают оговорку: полной гарантии от локальных «наводнений» никто не даст. Дело в том, что сеть рассчитывается на ливни редкой повторяемости, а не на те немногие случаи, когда за десять минут в каком-то районе выпадает месячная норма осадков. Ведь дождевая вода стекает в реку, от этого ее уровень повышается. А поскольку выпуски и так наполовину подтоплены, то вода идет назад, поднимает крышки люков — отсюда и подтопления. |
Четвертая очередь коллектора — участок протяженностью около шести километров от улицы Белорусской до промзоны «Колядичи», где ливневой канализации нет вообще. Только после ввода ее в строй, говорят специалисты, проблема подтоплений будет устранена. Пятая — насосная станция и очистные сооружения в Колядичах, главная задача которых — защита Свислочи от загрязнений, поступающих с дождевыми водами. Однако проектирование этих очередей приостановлено из-за высокой стоимости работ: только по этому участку она составляет 41,3 миллиарда рублей. — В мировой практике нет аналогов таких сооружений. Они должны обеспечить высокий уровень очистки сточных вод, которые выпускаются в пруды-отстойники, а затем в Свислочь, — рассказывает Светлана Алексина, начальник отдела подготовки строительства и проектных работ КИУП «Гордорстрой». — Сейчас перед городом стоит задача разработать отраслевую схему развития сетей дождевой канализации. Что это такое? Дело в том, что к системе дождевой канализации имеют отношение многие предприятия города. К примеру, «Горремавтодор», «Минскводоканал», «Минсктранс». Каждое из них должно разработать отраслевую схему в увязке с генпланом развития города до 2030 года. В ней будет отражена комплексная программа по годам проектирования и строительства сетей дождевой канализации Минска, а также стоимость этих мероприятий. |
Кроме того, ГПО «Горремавтодор» проведет мониторинг существующей ливневки и даст оценку ее сегодняшнему состоянию. — Может оказаться, что не нужно строить новую сеть, а достаточно почистить существующие. Нередко бывает, что причина подтоплений — заиленные сети, в которых к тому же скапливаются листва и бытовой мусор. Возможно, мы придем к выводу, что необязательно возводить глобальные очистные сооружения, как на коллекторе «Центр», и проблему удастся решить локально, когда каждое предприятие построит свои очистные сооружения. То есть создать не централизованную систему, а наоборот, децентрализованную, — считает Светлана Алексина. |
Согласно существующей программе строительства ливневой канализации, в этом году сдается первая очередь реконструкции коллектора «Дражня» на участке от троллейбусного депо № 5 до Партизанского проспекта. В 2014 году начнется строительство второй очереди — от военной части Степянка до улицы Солтыса. Уже разработан проект дождевого коллектора в зоне Бетонного проезда. Реконструкция площади Бангалор, которая начнется в 2014 году, предполагает в том числе и строительство дождевого коллектора. Наконец, новый ливневой коллектор появится в окрестностях улицы Якуба Коласа. Однако его проектирование приостановили до 2014 года — опять-таки из-за дефицита средств городского бюджета. А вот строительство коллектора «Немига», сдача которого намечена на 2013 год, идет полным ходом. До его завершения осталось пройти небольшой участок от улицы Дружной до ул. К. Цеткин. |
…Мы застали строителей на пересечении улиц Толстого, Московской и Дружной. На стыке этих городских магистралей сейчас готовится к погружению на 20-метровую глубину проходческая машина. Коллектор строится закрытым способом, и чтобы запустить агрегат под землю, сначала необходимо соорудить шахту. — Коллектор «Немига» должен ликвидировать подтопления на одноименной улице, а также прилегающих к ней. Его протяженность — 3,4 километра, это дублирующая ветка узкой части существующего. Старого не хватало, поскольку помимо ливневых вод в трубе «закрыта» еще и река, — встречает нас Игорь Желтов, начальник СУ-173 ОАО «Трест № 15 Спецстрой». — Два с лишним километра уже пройдено, осталось всего около 1000 метров. Прорыть почти четыре километра в один заход невозможно: без подъема наверх голова проходческой машины может продвинуться не более чем на 800 метров. Поэтому оборудование постоянно переезжает с места на место. По затратам усилий и времени переезд сравним с проходкой: для транспортировки комплекса необходимо 23 фуры. А стоила новая машина 4,5 миллиона евро. |
«Всего около 1000 метров» для микротоннельной проходки на самом деле не так уж и мало. Ее скорость зависит от гидрогеологических условий, а в Минске они непростые, но в среднем составляет 15 метров в сутки. Однако это в три-четыре раза быстрее, чем традиционный открытый способ строительства ливневой канализации. — Такие магистральные коллекторы строятся с большой глубиной закладки — более 20 метров. В условиях Беларуси с обилием подземных вод технология микротоннелирования экономически более целесообразна. Сами посудите: строили бы открытым способом — раскопали бы все, перекрыли движение, постоянно бы проводили дорогостоящие мероприятия по водопонижению, скорость проходки низкая, да и небезопасно это, — объясняет Игорь Желтов. — Хотя иногда все же приходится прибегать и к открытому способу, поскольку для этого агрегата есть ограничение: проходческий щит не может ходить на малых глубинах, над ним должно быть минимум два диаметра его бурильной головы, то есть четыре метра. |
В числе других преимуществ микротоннелирования — высокая степень автоматизации и минимальное участие людей. Контейнер управления находится на поверхности, и оператор в любой момент может увидеть, что и где делает проходческая «голова». Технология очень тонкая, говорят специалисты, и требует тщательного обслуживания. Поэтому переезд — это еще и время ремонта и замены запчастей. Но что делать, если машина застрянет на глубине где-нибудь между двумя шахтами? — Если с проходческой «головой» что-то случится во время работы, зайти туда может только водолаз через соединенную с ней кессонную камеру. Дело в том, что в связи с особенностями технологии внутри машины повышенное давление, и перенести его можно только после декомпрессии в этой камере. Грубо это можно сравнить с подготовкой к глубоководному погружению, — рассказывает начальник СУ. — К счастью, аварийной камерой пользоваться пока не приходилось. |
Очень важно, отмечают специалисты, чтобы это дорогостоящее оборудование постоянно работало, поскольку после длительного простоя оно может не запуститься. Поэтому после окончания строительства «Немиги» специалисты готовы незамедлительно приступить к новым проектам. А пока вопрос сроков проектирования и строительства четвертой очереди «Центра» остается открытым, горожанам стоит набраться терпения: в дождливые дни, очевидно, еще «поплаваем». |
Прямая речь |
Виталий ДЕМБОВСКИЙ, помощник начальника Минского городского управления МЧС: — В городе постоянно проводятся мониторинг метеорологической ситуации и прогнозирование подтоплений во время сильных дождей. Особенно летом, когда высока вероятность как локальных ливней, которые могут вызвать серьезные проблемы на отдельных участках, так и подтоплений по всему городу. Задача МЧС — не только ликвидировать последствия ливней, но и проводить профилактическую работу по минимизации ущерба от ливней. Для этого мы, располагая информацией о том, что будет дождь, и зная самые проблемные места города, заранее прогнозируем подтопления. Обязательно привлекаются сотрудники ГАИ, которые обеспечивают проезд общественного транспорта, организуют объезды проблемных зон. Работники «Горремавтодора» и «Горремливнестока» решают свои специфические задачи, например, по очистке канализации, которая при поступлении больших потоков воды забивается мусором. Для осенних дождей особенно характерно засорение канализации ветками и листьями. В зависимости от ситуации могут задействоваться и иные службы. Поэтому с целью организации правильного взаимодействия всех заинтересованных служб для Минска разработан план оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации «Посейдон». МЧС в данном вопросе выступает координатором. |
Не залей вода
Почему во время сильных дождей в Минске до сих пор подтапливает улицы?
Несколько осенних ливней показали, что превращаться в каналы минские улицы способны не только летом: потоки воды после сильного ночного дождя лично наблюдала по пути на работу на улицах В. Хоружей и Я. Коласа. Но ведь в столице уже несколько лет ведется строительство новых дождевых коллекторов, с которыми связывают надежды на прекращение подтоплений. Тем не менее «разливы» случаются даже осенью. Как сегодня идет процесс расширения сети минских ливневок? Когда же проектировщики и строители смогут совладать со стихией? За ответом мы отправились в КИУП «Гордорстрой» — это заказчик строительства ливневой канализации Минска.
К настоящему времени построены первая, вторая и третья очереди коллектора «Центр», рассказали там. А именно участок от Веснянки до Дворца спорта — дублирующая нитка существовавшей с 1970-х годов дождевой канализации. С ее помощью удалось облегчить проблему подтоплений проспекта Победителей в районе Дворца спорта, а также улиц Мельникайте и Немига, отмечают специалисты. Но делают оговорку: полной гарантии от локальных «наводнений» никто не даст. Дело в том, что сеть рассчитывается на ливни редкой повторяемости, а не на те немногие случаи, когда за десять минут в каком-то районе выпадает месячная норма осадков. Ведь дождевая вода стекает в реку, от этого ее уровень повышается. А поскольку выпуски и так наполовину подтоплены, то вода идет назад, поднимает крышки люков — отсюда и подтопления...