Не залей вода

Почему во время сильных дождей в Минске до сих пор подтапливает улицы? Несколько осенних ливней показали, что превращаться в каналы минские улицы способны не только летом: потоки воды после сильного ночного дождя лично наблюдала по пути на работу на улицах В. Хоружей и Я. Коласа. Но ведь в столице уже несколько лет ведется строительство новых дождевых коллекторов, с которыми связывают надежды на прекращение подтоплений. Тем не менее «разливы» случаются даже осенью. Как сегодня идет процесс расширения сети минских ливневок? Когда же проектировщики и строители смогут совладать со стихией? За ответом мы отправились в КИУП «Гордорстрой» — это заказчик строительства ливневой канализации Минска. К настоящему времени построены первая, вторая и третья очереди коллектора «Центр», рассказали там. А именно участок от Веснянки до Дворца спорта — дублирующая нитка существовавшей с 1970-х годов дождевой канализации. С ее помощью удалось облегчить проблему подтоплений проспекта Победителей в районе Дворца спорта, а также улиц Мельникайте и Немига, отмечают специалисты. Но делают оговорку: полной гарантии от локальных «наводнений» никто не даст. Дело в том, что сеть рассчитывается на ливни редкой повторяемости, а не на те немногие случаи, когда за десять минут в каком-то районе выпадает месячная норма осадков. Ведь дождевая вода стекает в реку, от этого ее уровень повышается. А поскольку выпуски и так наполовину подтоплены, то вода идет назад, поднимает крышки люков — отсюда и подтопления...

Почему во время сильных дождей в Минске до сих пор подтапливает улицы?

Несколько осенних ливней показали, что превращаться в каналы минские улицы способны не только летом: потоки воды после сильного ночного дождя лично наблюдала по пути на работу на улицах В. Хоружей и Я. Коласа. Но ведь в столице уже несколько лет ведется строительство новых дождевых коллекторов, с которыми связывают надежды на прекращение подтоплений. Тем не менее «разливы» случаются даже осенью. Как сегодня идет процесс расширения сети минских ливневок? Когда же проектировщики и строители смогут совладать со стихией? За ответом мы отправились в КИУП «Гордорстрой» — это заказчик строительства ливневой канализации Минска. 

 

К настоящему времени построены первая, вторая и третья очереди коллектора «Центр», рассказали там. А именно участок от Веснянки до Дворца спорта — дублирующая нитка существовавшей с 1970-х годов дождевой канализации. С ее помощью удалось облегчить проблему подтоплений проспекта Победителей в районе Дворца спорта, а также улиц Мельникайте и Немига, отмечают специалисты. Но делают оговорку: полной гарантии от локальных «наводнений» никто не даст. Дело в том, что сеть рассчитывается на ливни редкой повторяемости, а не на те немногие случаи, когда за десять минут в каком-то районе выпадает месячная норма осадков. Ведь дождевая вода стекает в реку, от этого ее уровень повышается. А поскольку выпуски и так наполовину подтоплены, то вода идет назад, поднимает крышки люков — отсюда и подтопления.

 

Четвертая очередь коллектора — участок протяженностью около шести километров от улицы Белорусской до промзоны «Колядичи», где ливневой канализации нет вообще. Только после ввода ее в строй, говорят специалисты, проблема подтоплений будет устранена. Пятая — насосная станция и очистные сооружения в Колядичах, главная задача которых — защита Свислочи от загрязнений, поступающих с дождевыми водами. Однако проектирование этих очередей приостановлено из-за высокой стоимости работ: только по этому участку она составляет 41,3 миллиарда рублей.

— В мировой практике нет аналогов таких сооружений. Они должны обеспечить высокий уровень очистки сточных вод, которые выпускаются в пруды-отстойники, а затем в Свислочь, — рассказывает Светлана Алексина, начальник отдела подготовки строительства и проектных работ КИУП «Гордорстрой». — Сейчас перед городом стоит задача разработать отраслевую схему развития сетей дождевой канализации. Что это такое? Дело в том, что к системе дождевой канализации имеют отношение многие предприятия города. К примеру, «Горремавтодор», «Минскводоканал», «Минсктранс». Каждое из них должно разработать отраслевую схему в увязке с генпланом развития города до 2030 года. В ней будет отражена комплексная программа по годам проектирования и строительства сетей дождевой канализации Минска, а также стоимость этих мероприятий.

 

Кроме того, ГПО «Горремавтодор» проведет мониторинг существующей ливневки и даст оценку ее сегодняшнему состоянию.

— Может оказаться, что не нужно строить новую сеть, а достаточно почистить существующие. Нередко бывает, что причина подтоплений — заиленные сети, в которых к тому же скапливаются листва и бытовой мусор. Возможно, мы придем к выводу, что необязательно возводить глобальные очистные сооружения, как на коллекторе «Центр», и проблему удастся решить локально, когда каждое предприятие построит свои очистные сооружения. То есть создать не централизованную систему, а наоборот, децентрализованную, — считает Светлана Алексина.

 

Согласно существующей программе строительства ливневой канализации, в этом году сдается первая очередь реконструкции коллектора «Дражня» на участке от троллейбусного депо № 5 до Партизанского проспекта. В 2014 году начнется строительство второй очереди — от военной части Степянка до улицы Солтыса. Уже разработан проект дождевого коллектора в зоне Бетонного проезда. Реконструкция площади Бангалор, которая начнется в 2014 году, предполагает в том числе и строительство дождевого коллектора. Наконец, новый ливневой коллектор появится в окрестностях улицы Якуба Коласа. Однако его проектирование приостановили до 2014 года — опять-таки из-за дефицита средств городского бюджета.

А вот строительство коллектора «Немига», сдача которого намечена на 2013 год, идет полным ходом. До его завершения осталось пройти небольшой участок от улицы Дружной до ул. К. Цеткин.

 

…Мы застали строителей на пересечении улиц Толстого, Московской и Дружной. На стыке этих городских магистралей сейчас готовится к погружению на 20-метровую глубину проходческая машина. Коллектор строится закрытым способом, и чтобы запустить агрегат под землю, сначала необходимо соорудить шахту.

— Коллектор «Немига» должен ликвидировать подтопления на одноименной улице, а также прилегающих к ней. Его протяженность — 3,4 километра, это дублирующая ветка узкой части существующего. Старого не хватало, поскольку помимо ливневых вод в трубе «закрыта» еще и река, — встречает нас Игорь Желтов, начальник СУ-173 ОАО «Трест № 15 Спецстрой». — Два с лишним километра уже пройдено, осталось всего около 1000 метров.

Прорыть почти четыре километра в один заход невозможно: без подъема наверх голова проходческой машины может продвинуться не более чем на 800 метров. Поэтому оборудование постоянно переезжает с места на место. По затратам усилий и времени переезд сравним с проходкой: для транспортировки комплекса необходимо 23 фуры. А стоила новая машина 4,5 миллиона евро.

 

«Всего около 1000 метров» для микротоннельной проходки на самом деле не так уж и мало. Ее скорость зависит от гидрогеологических условий, а в Минске они непростые, но в среднем составляет 15 метров в сутки. Однако это в три-четыре раза быстрее, чем традиционный открытый способ строительства ливневой канализации.

— Такие магистральные коллекторы строятся с большой глубиной закладки — более 20 метров. В условиях Беларуси с обилием подземных вод технология микротоннелирования экономически более целесообразна. Сами посудите: строили бы открытым способом — раскопали бы все, перекрыли движение, постоянно бы проводили дорогостоящие мероприятия по водопонижению, скорость проходки низкая, да и небезопасно это, — объясняет Игорь Желтов. — Хотя иногда все же приходится прибегать и к открытому способу, поскольку для этого агрегата есть ограничение: проходческий щит не может ходить на малых глубинах, над ним должно быть минимум два диаметра его бурильной головы, то есть четыре метра. 

 

В числе других преимуществ микротоннелирования — высокая степень автоматизации и минимальное участие людей. Контейнер управления находится на поверхности, и оператор в любой момент может увидеть, что и где делает проходческая «голова». Технология очень тонкая, говорят специалисты, и требует тщательного обслуживания. Поэтому переезд — это еще и время ремонта и замены запчастей. Но что делать, если машина застрянет на глубине где-нибудь между двумя шахтами?

— Если с проходческой «головой» что-то случится во время работы, зайти туда может только водолаз через соединенную с ней кессонную камеру. Дело в том, что в связи с особенностями технологии внутри машины повышенное давление, и перенести его можно только после декомпрессии в этой камере. Грубо это можно сравнить с подготовкой к глубоководному погружению, — рассказывает начальник СУ. — К счастью, аварийной камерой пользоваться пока не приходилось.

 

Очень важно, отмечают специалисты, чтобы это дорогостоящее оборудование постоянно работало, поскольку после длительного простоя оно может не запуститься. Поэтому после окончания строительства «Немиги» специалисты готовы незамедлительно приступить к новым проектам.

А пока вопрос сроков проектирования и строительства четвертой очереди «Центра» остается открытым, горожанам стоит набраться терпения: в дождливые дни, очевидно, еще «поплаваем».

 
         Прямая речь 

Виталий ДЕМБОВСКИЙ, помощник начальника Минского городского управления МЧС:

— В городе постоянно проводятся мониторинг метеорологической ситуации и прогнозирование подтоплений во время сильных дождей. Особенно летом, когда высока вероятность как локальных ливней, которые могут вызвать серьезные проблемы на отдельных участках, так и подтоплений по всему городу. Задача МЧС — не только ликвидировать последствия ливней, но и проводить профилактическую работу по минимизации ущерба от ливней. Для этого мы, располагая информацией о том, что будет дождь, и зная самые проблемные места города, заранее прогнозируем подтопления. Обязательно привлекаются сотрудники ГАИ, которые обеспечивают проезд общественного транспорта, организуют объезды проблемных зон. Работники «Горремавтодора» и «Горремливнестока» решают свои специфические задачи, например, по очистке канализации, которая при поступлении больших потоков воды забивается мусором. Для осенних дождей особенно характерно засорение канализации ветками и листьями. В зависимости от ситуации могут задействоваться и иные службы. Поэтому с целью организации правильного взаимодействия всех заинтересованных служб для Минска разработан план оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации «Посейдон». МЧС в данном вопросе выступает координатором.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter