Героиня Кроткая много страдает, но в итоге сама превращается в палача.
Фото: Кадр из фильма
– Элла, как вы, имея за плечами лишь один фильм, попали в такой мощный проект?
– Случайно. Сценарий Юрия Арабова, написанный по просьбе одного болгарского режиссера, пролежал несколько лет. Попал в руки моей подруги – продюсеру Александре Пискуновой. Она возмутилась: «Неужели в России не найти деньги на фильм по Достоевскому?!» Кинокомпания подготовила документы на конкурс в Министерство культуры, сценарий понравился.
Перед самыми съемками режиссер вдруг ушел с проекта по личным обстоятельствам. Тогда Александра и предложила: «Снимать будешь ты, я в тебя верю». Других предложений, собственно, и не было – никто не соглашался выйти на съемочную площадку через 20 дней. «Элка, а ты справишься?» – только и спросил меня Юрий Арабов.
Элла Архангельская сняла кино,
которое объясняет, что это такое – любовь. Фото: Петр КОВАЛЕВ/ТАСС/ Интерпресс |
– Я несколько раз перечитывала «Кроткую», посмотрела старый фильм с Саввиной, чтобы уловить дух «взрослой» классики. Тему фильма я определила для себя как современные отношения мужчины и женщины. Арабов определил жанр картины как психологический семейный триллер. Даниил Спиваковский, сыгравший Неизвестного, сделал акцент на отношениях в семье, где жена и муж соревнуются в выдумке «ненависти и зла».
Все вместе мы до последнего кадра пытались разобраться в этой драме непонимания и всепрощения. Арабов, выйдя после просмотра из зала на «Мосфильме», подвел итог: «Элка, я понял про что мы сняли кино! Оно же про любовь!»
А на Первом канале и вовсе сказали, что у нас родился новый жанр – авторское кино с мейнстримом.
– Фильм ведь не повторяет книгу один в один.
– Появился новый персонаж – настоятель храма. И видел батюшку, по замыслу сценариста, только Неизвестный. Тем самым мы дали возможность зрителю увидеть внутреннее состояние героя.
Сначала сценарий был написан часа на три. Когда я просила Арабова сократить, он возвращал «порезанный» текст – 109 страниц из 110. Поэтому многое утрясали прямо на площадке и при монтаже.
Нам, современным женщинам, трудно понять такие отношения в семье: «Ты – моя жена, потому молчи и повинуйся». В нашем фильме, когда Кроткая понимает, что выхода нет, начинает борьбу с Неизвестным его же методами. У Достоевского этого нет, это современная интерпретация отношений героев.
– В картине появилась реальная клетка в квартире супругов...
– Огромная железная клетка. Мы сделали ее в виде жилья. Это очень точный образ, воплощающий желание современного человека оградить себя от чего-либо или спрятаться. Мы хотели донести до зрителей мысль, что все мы в клетке – своей семьи или внутреннего мира. Можно, сидя в метро, сиюминутно сооружать ее себе самому.
– Не приходилось слышать, что Даниил Спиваковский, точно передающий бурю чувств, охвативших его героя, все же несколько однообразен в кадре?
– Не согласна. Неизвестный по ниточке восстанавливает события в своей памяти. Поэтому он должен находиться в том состоянии, в каком был, узнав о гибели Кроткой. У Достоевского переживания героя написаны как внутренняя молитва, а у нас он изо всех сил пытается оживить жену и на этой почве почти сходит с ума. Порой ему кажется, что у него получилось: «Кто вас убил?» – «Вы и убили-с…»
Посмотрите фильм, убедитесь сами – Достоевский и сегодня может потрясти.
О ЧЕМ ФИЛЬМ
Сюжет душераздирающей истории Достоевский почерпнул из газетного раздела «Происшествия», где говорилось о выбросившейся из окна молодой женщине.
Владелец ломбарда (Неизвестный) женится на бедной девушке-сироте (Кроткой), годящейся ему в дочери. Брак без любви приводит к войне между ними. Муж создает «тюрьму» – перегораживает комнату железной клеткой...
В роли Неизвестного – Даниил Спиваковский, Кроткой – Елена Радевич.
Нина КАТАЕВА, n.kataeva@souzveche.ru
Достоевские с полесья
Дворянская династия жила в небольшом селе триста лет.
В деревне Достоево началась история фамилии великого писателя.
|
Поколения Достоевских жили в родовом гнезде около трех столетий. В 40-х годах прошлого века усадьба была частично разрушена, а потом от нее и вовсе ничего не осталось.
Восстановить имение удалось благодаря масштабному культурному проекту Союзного государства. Начали с археологических исследований: фундамент главного усадебного дома неплохо сохранился. Стало понятно, как дом выглядел два столетия назад: пять комнат, небольшая часовня. При раскопках обнаружили старинные монеты, осколки керамики и кусочки плиток. Возможно, по ним удастся восстановить герб династии.
Рядовая деревушка становится местом массового паломничества. В день рождения Федора Михайловича в Достоево проводятся конференции и семинары, на которых собирается литературный бомонд со всех уголков России. Есть планы открыть здесь гостиницу, восстановить антураж дворянского быта: реконструировать каретную, конюшню и другие объекты той эпохи. А пока гостям устраивают экскурсии по местной школе, названной в честь российского классика.
Кристина ХИЛЬКО, kristinahilko@tut.by