В российский прокат вышел фильм «Клетка» по рассказу Достоевского «Кроткая»

Не загоняйте себя в клетку

В российский прокат вышел фильм «Клетка» по рассказу Достоевского «Кроткая». Режиссер Элла Архангельская рассказала «СВ» о нашумевшем фильме.


Героиня Кроткая много страдает, но в итоге сама превращается в палача.
Фото: Кадр из фильма


– Элла, как вы, имея за плечами лишь один фильм, попали в такой мощный проект?

– Случайно. Сценарий Юрия Арабова, написанный по просьбе одного болгарского режиссера, пролежал несколько лет. Попал в руки моей подруги – продюсеру Александре Пискуновой. Она возмутилась: «Неужели в России не найти деньги на фильм по Достоевскому?!» Кинокомпания подготовила документы на конкурс в Министерство культуры, сценарий понравился.

Перед самыми съемками режиссер вдруг ушел с проекта по личным обстоятельствам. Тогда Александра и предложила: «Снимать будешь ты, я в тебя верю». Других предложений, собственно, и не было – никто не соглашался выйти на съемочную площадку через 20 дней. «Элка, а ты справишься?» – только и спросил меня Юрий Арабов.


Элла Архангельская сняла кино,
которое объясняет, что это такое – любовь.
Фото: Петр КОВАЛЕВ/ТАСС/ Интерпресс
– О чем хотели рассказать вашей экранизацией?

– Я несколько раз перечитывала «Кроткую», посмотрела старый фильм с Саввиной, чтобы уловить дух «взрослой» классики. Тему фильма я определила для себя как современные отношения мужчины и женщины. Арабов определил жанр картины как психологический семейный триллер. Даниил Спиваковский, сыгравший Неизвестного, сделал акцент на отношениях в семье, где жена и муж соревнуются в выдумке «ненависти и зла».

Все вместе мы до последнего кадра пытались разобраться в этой драме непонимания и всепрощения. Арабов, выйдя после просмотра из зала на «Мосфильме», подвел итог: «Элка, я понял про что мы сняли кино! Оно же про любовь!»

А на Первом канале и вовсе сказали, что у нас родился новый жанр – авторское кино с мейнстримом.

– Фильм ведь не повторяет книгу один в один.

– Появился новый персонаж – настоятель храма. И видел батюшку, по замыслу сценариста, только Неизвестный. Тем самым мы дали возможность зрителю увидеть внутреннее состояние героя.

Сначала сценарий был написан часа на три. Когда я просила Арабова сократить, он возвращал «порезанный» текст – 109 страниц из 110. Поэтому многое утрясали прямо на площадке и при монтаже.

Нам, современным женщинам, трудно понять такие отношения в семье: «Ты – моя жена, потому молчи и повинуйся». В нашем фильме, когда Кроткая понимает, что выхода нет, начинает борьбу с Неизвестным его же методами. У Достоевского этого нет, это современная интерпретация отношений героев.

– В картине появилась реальная клетка в квартире супругов...

– Огромная железная клетка. Мы сделали ее в виде жилья. Это очень точный образ, воплощающий желание современного человека оградить себя от чего-либо или спрятаться. Мы хотели донести до зрителей мысль, что все мы в клетке – своей семьи или внутреннего мира. Можно, сидя в метро, сиюминутно сооружать ее себе самому.

– Не приходилось слышать, что Даниил Спиваковский, точно передающий бурю чувств, охвативших его героя, все же несколько однообразен в кадре?


– Не согласна. Неизвестный по ниточке восстанавливает события в своей памяти. Поэтому он должен находиться в том состоянии, в каком был, узнав о гибели Кроткой. У Достоевского переживания героя написаны как внутренняя молитва, а у нас он изо всех сил пытается оживить жену и на этой почве почти сходит с ума. Порой ему кажется, что у него получилось: «Кто вас убил?» – «Вы и убили-с…»

Посмотрите фильм, убедитесь сами – Достоевский и сегодня может потрясти.


О ЧЕМ ФИЛЬМ


Сюжет душераздирающей истории Достоевский почерпнул из газетного раздела «Происшествия», где говорилось о выбросившейся из окна молодой женщине.

Владелец ломбарда (Неизвестный) женится на бедной девушке-сироте (Кроткой), годящейся ему в дочери. Брак без любви приводит к войне между ними. Муж создает «тюрьму» – перегораживает комнату железной клеткой...

В роли Неизвестного – Даниил Спиваковский, Кроткой – Елена Радевич.

Нина КАТАЕВА, n.kataeva@souzveche.ru

Достоевские с полесья


Дворянская династия жила в небольшом селе триста лет.


В деревне Достоево началась история фамилии великого писателя.
Фамилия классика происходит от названия деревни Достоево на Полесье. Местные жители уверены, что гений русской литературы принадлежит не абстрактно всему человечеству, а конкретно их селу. У знаменитого рода в этих краях было небольшое поместье. Из записок великого писателя и воспоминаний его супруги Анны Григорьевны известно, что его тянуло «к истокам», собирался приехать, да не сложилось.

Поколения Достоевских жили в родовом гнезде около трех столетий. В 40-х годах прошлого века усадьба была частично разрушена, а потом от нее и вовсе ничего не осталось.

Восстановить имение удалось благодаря масштабному культурному проекту Союзного государства. Начали с археологических исследований: фундамент главного усадебного дома неплохо сохранился. Стало понятно, как дом выглядел два столетия назад: пять комнат, небольшая часовня. При раскопках обнаружили старинные монеты, осколки керамики и кусочки плиток. Возможно, по ним удастся восстановить герб династии.

Рядовая деревушка становится местом массового паломничества. В день рождения Федора Михайловича в Достоево проводятся конференции и семинары, на которых собирается литературный бомонд со всех уголков России. Есть планы открыть здесь гостиницу, восстановить антураж дворянского быта: реконструировать каретную, конюшню и другие объекты той эпохи. А пока гостям устраивают экскурсии по местной школе, названной в честь российского классика.

Кристина ХИЛЬКО, kristinahilko@tut.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter