О людях в форме, автолавках и Кодексе об образовании. Письма читателей в редакцию

Не забывайте: люди в форме охраняют наш покой

Регулярно читаю «Советскую Белоруссию». Особенно меня волнуют проблемные статьи, связанные с патриотизмом, воспитанием молодого поколения, выступления на страницах газеты ветеранов Великой Отечественной войны, партизан. Cам прослужил в рядах ВС СССР 32 года. Нам, родившимся в годы войны, пережившим эти ужасы, больно читать о нарушениях общественного порядка, об издевательствах над памятью дедов и отцов.

Фото  Павла  ЧУЙКО.

Не мог я равнодушно пройти и мимо события, когда в Могилеве на День Победы молодчики, одурманенные непонятно откуда взявшейся в нашей многострадальной Беларуси идеологией нацизма, избили посетителей, заказавших символичную в этот праздник песню «День Победы». Но избивавшие тогда получили такой отпор общественности, прессы, органов власти, что надолго запомнят: в нашей стране с таким не шутят. Об этом в «СБ» писали Андрей Дементьевский и Сергей Ткачев. Писал и я в публикации «Не дадим возродиться фашизму».

И вот нахожу статью Людмилы Гладкой «Эхо выстрелов в новогоднее утро». Прочитал публикацию очень внимательно. Я полностью на стороне милиционера Александра С., который, прибыв по вызову на место дебоша, учиненного Андреем Г., вынужден был применить табельное оружие. Хочу поддержать маму сержанта милиции Светлану Николаевну: ваш сын выполнял свой долг и вовремя встал на защиту правопорядка. Я беседовал со многими опытными и ответственными военнослужащими–отставниками, все на стороне вашего сына.

В белорусской милиции служат достойные дети и внуки участников Великой Отечественной. И правильно сказала журналист Л.Гладкая: «Опомнитесь, милиционеры — это ведь не безликие роботы в форме. Они обычные люди. Сыновья, родители, братья...» Они стоят на защите закона, на защите нашего с вами спокойствия.

Полковник в отставке, кавалер двух орденов Михаил ЧИГИР.

Минск.

Автолавка магазин не заменит


Со своей проблемой обращаются к вам оршанцы, живущие на пересечении улиц Марата и Белинского. Два года назад у нас закрылся магазин, принадлежавший ЗАО «Раница». После того как была запущена процедура банкротства этого предприятия, к зданию бывшего стационарного магазина 3 раза в неделю по вечерам приезжает автолавка, привозит товары первой необходимости. Но ассортимент в ней скудный, графика приезда не отыскать. Если в автолавку не успел — останешься без продуктов. В нашем микрорайоне (а это частный сектор) проживает много пенсионеров, молодых семей с маленькими детьми и просто рабочих людей. Чтобы полноценно накормить семью, приходится идти в другие магазины: «Мерком», «Щедрый», «Евроопт». Расстояние до них — не менее 1 километра! Это и летом далековато. А осенью и зимой, в дожди, в гололед для пожилых людей это расстояние непреодолимо. К тому же еще и сумки с продуктами в руках нести нужно. Тротуары на улицах Марата и Белинского не обустроены. Освещение слабое. Как пожилому человеку или тому, у кого зрение слабое, разглядеть монеты в кошельке? Ведь в 6 часов вечера мы покупки делаем лишь при слабом свете, идущем из окон автолавки. А если копейки, не дай бог, на землю упадут, в темноте их уже не найдешь. Если очередь большая собирается, на морозе выстоять ее невозможно. Мы писали в Оршанский райисполком, просили, чтобы у нас снова открыли стационарный магазин. Но ответ местных властей оптимизма не вселил. Нам ответили, что здание магазина хотят продать через аукцион. Однако сделать это пока не удается. Так что к нам 3 раза в неделю продолжит ездить автомагазин филиала ООО «Евроторг» города Витебска. В райисполкоме знают про его опоздания, про скудость ассортимента. После собрания с жильцами райисполком указал руководству торговой организации на недопустимость подобных нарушений и заверил, что вопрос будущего открытия магазина находится на контроле. Однако, к сожалению, за столь продолжительное время ничего не изменилось. Надеемся, после обращения в газету ситуация сдвинется с мертвой точки. Ведь стационарный магазин шаговой доступности в нашем микрорайоне жизненно необходим.

Светлана РОМАШКИНА и еще 58 подписей.

Орша.

Похитители надежд


Сегодня я в непростой жизненной ситуации — осталась без работы, ищу другую, подходящие вакансии долго не попадались. Оставила свое резюме на специализированном интернет–ресурсе. И вдруг улыбнулась удача: получила очень интересное предложение. Филиал престижной московской логистической компании пообещал офисную работу на выбор: администратора, оператора или секретаря. И зарплату указали приличную. Я, конечно, обрадовалась, уцепилась за эту возможность.
А через несколько дней получаю сообщение: компания принимает резюме соискателей только на своем фирменном бланке, так что скачайте, уважаемая, этот бланк в интернете. Чтобы бланк появился на мониторе, мне предложили бесплатно отправить СМС по указанному номеру, а взамен получить код доступа. СМС пришлось отправлять трижды, а через некоторое время с моего счета списали 15 рублей — по 5 за каждое. Может быть, кому–то эта сумма покажется смехотворной, но для человека, не имеющего постоянного дохода, это деньги.

Впрочем, поначалу я даже не расстроилась, надеясь, что первая же зарплата на новой работе с лихвой покроет мои убытки. Но время шло, а сотрудники логистической компании со мной больше не связывались. И, наконец, я поняла, что меня просто обманули. Пошла в офис оператора мобильной связи, там сказали, что вряд ли удастся вернуть деньги.

Вторую неделю я в подавленном состоянии, очень обидно. А мошенники, у которых нет ни совести, ни сострадания, наверное, радуются... И ведь схему выбрали совсем не новую, многим известную. С СМС–мошенничеством многие из нас сталкивались и 5, и 10 лет назад. Дельцы из интернета знают все наши слабости: желание устроить личную жизнь, вернуть ушедшего из семьи мужа, похудеть, помолодеть, излечиться от тяжелого недуга, и умело манипулируют нами, чтобы выманить деньги. Думаю, с такими «лекарями» и «нанимателями» правоохранительным органам нужно бороться решительней.

Екатерина КРУТЕЛЕВА.

Могилев.

Время сверять цели


В Кодекс об образовании готовятся очередные изменения. Основываясь на многолетнем опыте преподавания химических дисциплин в вузах страны, хотел бы высказать свои предложения по совершенствованию системы образования.

Фото  Артура  ПРУПАСА.

Для начала важно четко определить его приоритетные цели. В существующей редакции кодекса главным объявлено формирование знаний, умений и навыков. Думаю, что сегодня так ставить вопрос неправильно, ведь на детей интернет и СМИ обрушивают колоссальный объем информации, далеко не всегда положительно влияющей на еще не окрепшее сознание, которое просто не может все это проанализировать и отобрать, что нужно усвоить, а что пропустить мимо. И добавляемые в учебных заведениях знания могут теряться в этом потоке, то есть простая передача знаний в таких условиях неэффективна. Поэтому на первое место я бы поставил другие цели: интеллектуальное и нравственное развитие личности. Главное — научить ребят думать, пользоваться получаемыми знаниями. Если навыки и знания не востребованы, они сравнительно быстро теряются, а умение мыслить остается с человеком навсегда, чем бы он ни занимался. Это относится и к высшей технической школе, где на первых двух курсах при изучении, скажем, естественно–научных дисциплин основная задача преподавателя — на основе фактических данных научить студентов думать, логически мыслить.

Не менее важным я считаю и нравственное развитие личности обучающегося на основе традиций, нравственных приоритетов нашего общества, нашей истории. Но я не нашел в кодексе упоминания о необходимости развивать у детей и молодых людей такие качества, как трудолюбие, честность, умение отстаивать свои взгляды. Сомневаюсь и в том, что оправдано полное разделение в кодексе единого учебно–воспитательного процесса на две отдельные составляющие. Все–таки главным средством воспитания в учебных заведениях является сам образовательный процесс. Разумеется, нужны и специфические воспитательные мероприятия, но ничто так хорошо не воспитывает детей, как их главная работа — учеба. Еще один важный момент: если согласиться с тем, что основополагающей задачей вузов является подготовка грамотных, творчески мыслящих специалистов, личностей, способных ставить и решать новые задачи, то возникает вопрос: зачем в высшей школе внедрена система менеджмента качества (СМК)? Ведь она имеет своей целью обеспечение условий для производства продукции стандартного, высокого качества, скажем, кирпичей — все они должны быть одинаковыми по размеру, цвету и твердости. Но разве выпускники вузов должны быть все одинаковыми? Личность всегда уникальна, поэтому, я считаю, СМК противоречит целям и задачам учебно–воспитательного процесса в вузах. Более того, преподавателей обязывают на год вперед планировать успеваемость студентов — сколько можно поставить двоек на экзаменах, сколько хороших и отличных оценок. Эту систему невозможно усовершенствовать, она порочна в своей основе.

Олег ПОЛЯЧЕНОК, профессор Могилевского государственного университета продовольствия.

Советская Белоруссия № 16 (25151). Среда, 25 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter