«Не забыть, что довелось пережить…»

Как обстоят дела с выплатой компенсаций узникам фашистских концлагерей

Валентин  Герасимов  рассказал  «Р»  о  том,  как  сейчас обстоят  дела  с  выплатой  компенсаций  узникам  из  Беларуси

61 год назад доведенные до отчаяния заключенные Бухенвальда подняли восстание, разоружив и взяв в плен более 200 эсэсовцев и солдат охраны. Концлагерь Бухенвальд формально не принадлежит к числу лагерей массового уничтожения. Но с первых же дней Второй мировой войны сюда стали поступать военнопленные и гражданские узники из всех оккупированных стран Европы. Нацисты практически не оставляли никаких надежд на выживание советским узникам, особенно военнопленным. Был даже «изобретен» так называемый русский хлеб — 50 процентов ржаной муки, 20 процентов бумаги и 10 — соломы. Бухенвальд фашисты превратили в гигантскую фабрику смерти, на которой было уничтожено около 56 545 человек. Зверство немцев здесь не имело границ — из человеческой кожи делали перчатки, абажуры, дамские сумочки, футляры для ножей. За месяц до окончания войны в эфир над центральной немецкой областью Тюрингия неожиданно ворвались сигналы бедствия SOS от узников лагеря смерти. Помощи не было... И тогда измученные люди решились на вооруженное восстание, которое спасло десятки тысяч жизней, так как накануне командование лагеря получило приказ об уничтожении всех заключенных. Как же сегодня живут те, по судьбам которых война прошлась своим безжалостным катком? Об этом «Р» рассказал председатель правления Белорусского республиканского фонда «Взаимопонимание и примирение» Валентин Герасимов. 

— Валентин Яковлевич, когда этот фонд начал работу в Беларуси? 

— В 1993 году Германия выразила согласие на выделение ряду государств, в том числе и Беларуси, средств для выплаты финансовой помощи гражданам, подвергшимся национал-социалистическим преследованиям в годы Второй мировой войны. Для этого и был основан фонд. Выплаты транша 1993 года завершены. Закон ФРГ 2000 года требует обязательного документального подтверждения факта нацистских преследований с депортацией, содержанием под стражей, привлечением к рабскому труду. Путем сложных переговоров, ссылаясь на менталитет, добросовестность белорусов, мы смогли убедить германскую сторону принимать при отсутствии достаточных документальных доказательств свидетельские показания, воспоминания. 

— И что же? 

— Нередко люди, не имеющие никакого отношения к узникам концлагерей, стали обвинять белорусский фонд во всех смертных грехах и требовать назначение компенсации. Требовали беженцы, требовали работавшие на оккупационный режим по месту жительства, понесшие имущественный ущерб от военных действий, семьи погибших... Малолетние узники «вспоминали» десятки тех, кто находился с ними в местах принудительного содержания. Появились «узники поставского и воропаевского гетто». В то время как все действительные пленные поставского гетто в ноябре 1942 года были расстреляны, а в поселке Воропаево гетто вовсе не существовало. 

— Как сейчас обстоят дела с выплатой компенсаций? 

— Фонд «Взаимопонимание и примирение» проделал большую работу по оказанию помощи пострадавшим в те страшные годы. Сегодня практически завершены все выплаты ныне живущим гражданам и особым правопреемникам. Выплату получили почти 130 тысяч пострадавших, проживающих в Беларуси, Эстонии, государствах СНГ. Ранее мы сообщали о полном завершении назначения компенсаций из средств германского фонда «Память, ответственность и будущее». Немецкой стороной первоначально был установлен предельный срок обращения граждан — 31 декабря 2001 года. Нашими усилиями он продлен практически вдвое. К сожалению, пропустившие и эту дату думать не желали о том, что они не правы и требовали «справедливости». Некоторые так и не получили принадлежащие им деньги. Поэтому хочу напомнить всем предельную дату — 1 июля 2006 года. 

— Чем живет «Взаимопонимание и примирение» сегодня? 

— Часто мне и моим коллегам приходится встречаться с живыми свидетелями войны, которых, к сожалению, с каждым годом становится все меньше. Например, сегодня узников концлагерей группы «А» (самые страшные лагеря) осталось примерно 1500 человек, 217 из них проживают в Минске. За их плечами целая жизнь. Никогда не забыть этим людям того, что довелось пережить. Поэтому мы стараемся уделить каждому максимум внимания и заботы. Фондом совместно с Министерством здравоохранения, Министерством обороны Беларуси разработаны и утверждены немецкой стороной восемь проектов, направленных на лечение и оздоровление бывших жертв нацизма в госпиталях инвалидов войны, госпитале Минобороны и Республиканском интернате ветеранов войны и труда. Уже работают бесплатная аптека и бесплатная мастерская по изготовлению очков. Надо сказать, что наша мастерская пользуется большим спросом. В день здесь обслуживают до двадцати человек. Каждому обратившемуся подбирают сразу две пары очков и тут же изготовляют. В ближайшее время планируем открыть кабинет психологической разгрузки, общественную приемную. Разрабатываем проекты адресной помощи онкобольным военнопленным. Хотели бы, чтобы в здании фонда разместился и Центр медико-социальной поддержки жертв нацизма. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter